Туркменские узоры и орнаменты

Туркменские узоры и орнаменты

Главная // ДПИ Азия, Туркменистан // Туркменские украшения

Туркменские украшения

Женские ювелирные изделия создавались не только как декоративные украшения, но и как талисманы. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра был неслучаен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами. Для отделки чаще всего использовали полудрагоценные камни: бирюзу, кораллы, сердолик, нефрит. Но самым любимым был и по сей день остается сердолик – камень, приносящий в дом изобилие, счастье и покой, а своей владелице – здоровье и защиту от дурного глаза. Тем не менее в начале XX века чаще стали применять цветное стекло или пасту. В орнаменте преобладали простые и незамысловатые мотивы: растительные или геометрические узоры в виде ромбов, треугольников и т.п.

С раннего детства и до старости туркменки носили серебряные изделия. Самыми первыми украшениями маленьких детей были обереги – серебряные бубенчики и штампованные пластинки разной конфигурации, которые нашивали на одежду, защищая малышей от болезней или сглаза. Детские украшения имели и чисто практическое значение: когда ребенок начинал ходить, ему на ножки надевали браслеты с бубенцами, по звуку которых мать легко могла определить, где находится ее чадо.

Всегда популярными у туркменских женщин были наголовные украшения: их пришивали к головным уборам. Это очень красивые и весьма оригинальные серебряные изделия. Часто они указывали на родовую принадлежность, возраст и социальный статус хозяйки. Например, чем выше и богаче было украшение в виде трапециевидной, чуть выгнутой пластины, которую пришивали на широкую ситцевую полоску, завязывающуюся на головном уборе сзади, тем состоятельнее и знатнее была семья молодой женщины-текинки.

В древности считалось, что волосы – самое слабое «звено» на теле женщины, через которое легко можно сглазить или нанести порчу. Вот почему до рождения детей туркменки старательно скрывали свои косы при помощи разнообазных накосных подвесок. К сожалению, этот вид украшений давно вышел из обихода.

По праздникам поверх платья туркменки вешали украшение в виде тяжелой декоративной подвески-пластины, которая держалась на груди широким ошейником. Вес этого изделия иногда превышал 1 кг! И сегодня в торжественных случаях многие дополняют свой наряд необычным украшением – нагрудной пластиной. В Ашхабаде, случайно попав на свадьбу, я обратила внимание, что национальные костюмы женщин украшали подвешенные на груди вот такие тяжелые, богато инкрустированные пластины.

С конца XIX века и по сей день ни одна туркменка не может обойтись без брошки-застежки – солнечной гульяки, которую прикалывают на ворот платья. Между прочим, это одно из моих любимых украшений. Еще ни разу за несколько лет работы с ювелирными предметами я не встретила одинаковые экземпляры. Каждая вещь сама по себе уникальна, здесь сочетаются безграничная фантазия и игра мастера с металлом и камнем. Традиционная гульяка напоминает цветок. Современная гульяка далека от старых форм: это небольшая овальная или прямоугольная брошь с крупным сердоликом или другим камнем.

Если ношение наголовных и накосных украшений строго регламентировалось возрастом, то браслеты, кольца и перстни туркменки носили всегда – и в будни, и в праздники. По мусульманским обычаям считается, что женщина обязательно должна иметь на руке кольцо, которое поддерживает ритуальную чистоту рук, необходимую при приготовлении пищи. Поэтому все без исключения имели такие украшения. Необычно выглядит гарнитур из пяти колец, нанизанных на цепочку. Своеобразны браслеты билезик, напоминающие тяжелые боевые наручи. Их всегда носили парно. Они были массивными многорядными, их высота могла достигать 30 см, или однорядными (такие часто встречаются и сегодня).

Отдельную группу ювелирных украшений составляют амулеты и обереги. Удивительно, что в повседневной жизни туркменки продолжают носить старинные талисманы – причудливые пластинки с монетками. Весьма любопытны детские обереги, например, в виде стилизованного лука со стрелой, символизирующего мужество. Украшение пришивали на спинку халатика мальчика, чтобы он вырос сильным и храбрым. Девочкам на плечики пришивали парные амулетницы – круглые коробочки с крышками.

Ковры туркменские: обзор, виды, производство и отзывы

С давних времен ковры, изготовленные вручную, в туркменском быту имели огромное значение. Эти изделия «участвовали» в молитвах, придавали торжественности семейным сборищам, заменяли комоды. Ковры туркменские использовались для утепления жилища, одновременно являясь их украшением.

Народное достояние

В Туркменистане эти предметы являются поистине национальным достоянием. Туркменские ковры ручной работы – незаменимая часть духовной и материальной составляющей культуры. Элементы, используемые в создании ковров, повторяются и в национальной символике. При создании архитектурных шедевров страны были задействованы аналогичные приемы.

Ковры туркменские – воплощение души, культуры и искусства народа. Именно потому нация придает такое значение этим изделиям. Орнамент ковров способен поведать не только о том, в каком регионе он был создан, но и то, каким конкретно мастером произведен. Непосвященным же ковер расскажет об обычаях, символике народа, об обитателях края и природе Туркменистана. Любой ковер, где бы он ни был произведен, имеет свою «душу», его «лицо» отличается от других подобных.

Даже сегодня качественный ковер дополняет дизайн дома, придавая уют. Качество изделия говорит о достатке семьи. Теплоизоляционные свойства позволяют экономить на обогреве.

Создают ковры во многих странах, но Туркменистан стал одной из немногих, где этот промысел прославился на весь мир. Туркменский ковер, цена которого достаточно высока (около 100 тыс. руб.), является международным брендом. Покупатели пребывают в восторге от товаров, а на различных выставках они занимают призовые места.

История

Принято считать, что орнаменты ковров полностью повторяют узоры на керамике, датированной 4 тысячелетием до нашей эры. Самый древний ковер, сохранившийся до настоящего времени, был изготовлен в 5 веке до н. э. Ученые установили его принадлежность к пазырской культуре. В более позднее время эти изделия были вывезены в другие страны, где получили название парфянских, бухарских и персидских.

В древности ковры туркменские производились для разнообразных бытовых нужд. Их использовали в качестве утеплителей юрт, дверных завес, мешков.

Первые ковры изготавливали из чистой шерсти, они были украшены геометрическим орнаментом, который в разных племенах несколько различался. Хороший ковер был символом достатка и власти.

Туркменские ковры ручной работы, цена на которые была невероятно высокой, очень ценились, в том числе императорами. Позднее появились письменные свидетельства востребованности изделий. Первое такое упоминание датировано 900-ми годами. Всемирно известный путешественник Марко Поло восторгался коврами, упоминая, что тоньше и красивее их сложно найти.

В 19-м веке ковры туркменские стали доставляться на выставки в США, России и европейских стран. Знатоки современного искусства ценят эти образцы.

С давних пор слава о туркменских коврах ходит по миру, где они ценятся до сегодняшних дней.

Во многих странах эти изделия известны под названием бухарских. Происходит это по той причине, что они изначально распространялись на базарах Бухары.

Полотна, изготовленные на огромной территории, где жили туркмены, относят к туркменским коврам. Эта территория состоит из Туркменистана, Белуджистана, Узбекистана, Афганистана. В наши дни к этой группе относят изделия текке, текин, салор, йомут и прочие.

  • Текке. Это название образовано от одной из народностей – текке. Туркменский текинский ковер характеризуется общей деталью – гелем, поделенным на четыре части.
  • Йомут. Эту группу ковров изготавливают в племени с этим названием. В этой группе допустимо большое количество различных орнаментов и стилей. Один из типов – диагональные ряды из разноцветных восьмиугольников. На бордюре изображаются защелки и крючки. На второй разновидности восьмиугольники расположены по вертикали, в них вписаны животные с двумя головами.
  • Салор. Изготовлены племенем салоров. Эта народность самая древняя в Туркменистане. Данный стиль характеризуется делением медальона на 4 части. Фигурки животных находятся на каждом участке медальона.
  • Эрсари. Как нетрудно понять, производит их племя эрсари. Собственного узора эта народность не создала, поэтому медальоны на их коврах не встречаются. Орнамент состоит из растительных и фигурных элементов, взятых из других культур.

#НоскиДжурабы. Жаккардовый Узор. Вязание мыска. Схема вязания. mustersocken picture socks

Кроме традиционных тут можно найти изделия с портретами или разнообразными сюжетами. Для молитв создаются специальные коврики.

Материалы

Преимущественно для изготовления ковров используют руно самых лучших овец. Качество шерсти выясняют по ее цвету, однородности, что важно для правильного окрашивания. Иногда в качестве основы используют шелк или хлопок.

Плетение

Чаще всего применяют асимметричный персидский узел, однако некоторые народы пользуются турецким симметричным узлом. От прочих полотен туркменские ковры отличает повторяющийся узор и полосы стилизованных рисунков по торцевым сторонам.

Цвета

В производстве большей части ковров используются бордовые нити, из которых состоит фон. В оформлении орнамента предпочтительны черные, оранжевые, зеленые и синие тона. При помощи черных нитей, являющихся символом стихии воды, обрамляются орнаменты.

Красители

До 19-го века применяли строго натуральные красители, однако в прошлом столетии их вытеснили более дешевые химические. При всей их популярности это привело к ухудшению качества ковров. Впрочем, прогресс технологий дал возможность получить современные красители, максимально приближенные к природным. В настоящее время чаще всего используют химические красители.

Орнаменты

Искусствоведы уверены, что орнамент ковров хранит всю историю нации. Любой символ имеет свое значение, а гель – букет символов. Любая отдельная группа народов разработала собственный гель.

Простые узоры орнаменты для резьбы по дереву

Туркменские ковры ручной работы до сих пор хранят следы истории и религиозных течений, существующих на территории страны.

Народ Туркменистана занимается ковроткачеством не одно тысячелетие, что не могло не наложить отпечаток на характер его представителей. Производство одного ковра занимает много времени, требует большого внимания и терпения. Несмотря на достаточно однообразный внешний вид, требуется сосредоточенность и отличная память для их изготовления. Даже религиозные деятели ткали ковры, поскольку этот процесс обучал терпению и закалял дух, что и необходимо для загробной жизни.

Каждое изделие создается путем вложения неимоверного труда. Колоссальное трудолюбие народа обеспечивает стране золотой век. Исследователи Востока говорят, что ежедневно необходимо несколько десятков тысяч раз провести тяжелым гребнем из железа, приводя в порядок шерсть и нитки. Такая работа под силу не каждому силачу, а в Туркменистане это удел женщин. Кроме труда в ковры женщины вкладывают максимум чувства, надежд, идей. Если перевести количество энергии, затраченное на создание ковра, в единицы, то получается, что каждое изделие создано энергией трехсот лошадей. Столько энергии требуется для того, чтобы освещать некрупный городок 8 часов.

Отзывы

Несмотря на то что сегодня потребители стараются избегать размещения в своих домах ковров, именно туркменский ковер ручной работы остается символом уюта, достатка и хорошего вкуса. Несмотря на стоимость ковров, и в наши дни у них имеется огромное количество поклонников. Эти люди восторгаются необыкновенными узорами и превосходным качеством изделий. Они готовы платить большие деньги за уникальные творения человеческих рук. Согласно отзывам, эти изделия практичны, красивы и имеют высокую стойкость к изнашиванию.

В узорах азербайджанских ковров отражена история

Туркменские узоры и орнаменты

Главная // ДПИ Азия, Туркменистан // Туркменские украшения

Туркменские украшения

Женские ювелирные изделия создавались не только как декоративные украшения, но и как талисманы. Форма, расположение камней, пропорции, композиция, орнамент – все это несло в себе магический смысл. Даже выбор серебра был неслучаен – по древним поверьям оно обладало целебными и защитными свойствами. Для отделки чаще всего использовали полудрагоценные камни: бирюзу, кораллы, сердолик, нефрит. Но самым любимым был и по сей день остается сердолик – камень, приносящий в дом изобилие, счастье и покой, а своей владелице – здоровье и защиту от дурного глаза. Тем не менее в начале XX века чаще стали применять цветное стекло или пасту. В орнаменте преобладали простые и незамысловатые мотивы: растительные или геометрические узоры в виде ромбов, треугольников и т.п.

Туркменские узоры

С раннего детства и до старости туркменки носили серебряные изделия. Самыми первыми украшениями маленьких детей были обереги – серебряные бубенчики и штампованные пластинки разной конфигурации, которые нашивали на одежду, защищая малышей от болезней или сглаза. Детские украшения имели и чисто практическое значение: когда ребенок начинал ходить, ему на ножки надевали браслеты с бубенцами, по звуку которых мать легко могла определить, где находится ее чадо.

Всегда популярными у туркменских женщин были наголовные украшения: их пришивали к головным уборам. Это очень красивые и весьма оригинальные серебряные изделия. Часто они указывали на родовую принадлежность, возраст и социальный статус хозяйки. Например, чем выше и богаче было украшение в виде трапециевидной, чуть выгнутой пластины, которую пришивали на широкую ситцевую полоску, завязывающуюся на головном уборе сзади, тем состоятельнее и знатнее была семья молодой женщины-текинки.

В древности считалось, что волосы – самое слабое «звено» на теле женщины, через которое легко можно сглазить или нанести порчу. Вот почему до рождения детей туркменки старательно скрывали свои косы при помощи разнообазных накосных подвесок. К сожалению, этот вид украшений давно вышел из обихода.

следки вязаные спицами. жаккардовый узор

По праздникам поверх платья туркменки вешали украшение в виде тяжелой декоративной подвески-пластины, которая держалась на груди широким ошейником. Вес этого изделия иногда превышал 1 кг! И сегодня в торжественных случаях многие дополняют свой наряд необычным украшением – нагрудной пластиной. В Ашхабаде, случайно попав на свадьбу, я обратила внимание, что национальные костюмы женщин украшали подвешенные на груди вот такие тяжелые, богато инкрустированные пластины.

С конца XIX века и по сей день ни одна туркменка не может обойтись без брошки-застежки – солнечной гульяки, которую прикалывают на ворот платья. Между прочим, это одно из моих любимых украшений. Еще ни разу за несколько лет работы с ювелирными предметами я не встретила одинаковые экземпляры. Каждая вещь сама по себе уникальна, здесь сочетаются безграничная фантазия и игра мастера с металлом и камнем. Традиционная гульяка напоминает цветок. Современная гульяка далека от старых форм: это небольшая овальная или прямоугольная брошь с крупным сердоликом или другим камнем.

Если ношение наголовных и накосных украшений строго регламентировалось возрастом, то браслеты, кольца и перстни туркменки носили всегда – и в будни, и в праздники. По мусульманским обычаям считается, что женщина обязательно должна иметь на руке кольцо, которое поддерживает ритуальную чистоту рук, необходимую при приготовлении пищи. Поэтому все без исключения имели такие украшения. Необычно выглядит гарнитур из пяти колец, нанизанных на цепочку. Своеобразны браслеты билезик, напоминающие тяжелые боевые наручи. Их всегда носили парно. Они были массивными многорядными, их высота могла достигать 30 см, или однорядными (такие часто встречаются и сегодня).

Отдельную группу ювелирных украшений составляют амулеты и обереги. Удивительно, что в повседневной жизни туркменки продолжают носить старинные талисманы – причудливые пластинки с монетками. Весьма любопытны детские обереги, например, в виде стилизованного лука со стрелой, символизирующего мужество. Украшение пришивали на спинку халатика мальчика, чтобы он вырос сильным и храбрым. Девочкам на плечики пришивали парные амулетницы – круглые коробочки с крышками.

Туркменские национальные украшения

Ювелирные изделия играли очень важную роль в традиционной культуре туркмен. Это женские, девичьи и детские серебряные украшения — наиболее богатые и разнообразные из всех видов национальных туркменских ювелирных изделий; украшения мужского костюма, в том числе оружия, которое каждый мужчина-туркмен в XIX в. носил при себе постоянно, и, наконец, широко распространенные в прошлом украшения коня и седла. Костюм женщины, девушки или ребенка у туркмен невозможно было представить без украшений, особенно в дни праздников, семейных торжеств или по случаю выхода в гости. Обилие ювелирных изделий на женщинах и девушках бросалось в глаза всем, кто путешествовал по Туркмении.
Украшения у туркмен выполняли помимо эстетических также магические функции. Ношение украшений противодействовало злым силам, помогало сохранению здоровья и благополучия. Для этого на одежду прикреплялись различные амулеты и талисманы, предназначавшиеся для защиты от «вредоносных» сил. Туркмены верили также в магическую способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных и т.п. Очень боялись «дурного глаза» недоброго человека и старались предохранить от его влияния всякую нужную вещь.

Общий вид, материалы, техника изготовления

Туркменские украшения — серебряные, как правило, массивные, обильно орнаментированы; часть их имеет множество мелких изящных серебряных подвесок. Изредка встречались украшения, главным образом серьги и кольца, из золота. У бедных туркменок до революции бытовали медные, посеребренные.
Во всех украшениях широко применялись сердолик (хакык), несколько меньше — бирюза (пируза). По поверьям туркмен сердолик и бирюза обладают чудодейственной силой, последняя якобы укрепляет зрение и охраняет коня от падения. В украшениях туркмен изредка встречались также яшма, яхонты, агаты и кораллы. С конца XIX в. вместо камней иногда стало употребляться цветное стекло. У некоторых туркменских племен были распространены украшения из бисера.
Из технических приемов туркменские ювелиры более всего применяли гравировку и штамповку, края отделывали филигранью, а в некоторых, старинных украшениях применялась зернь. Узор большей части туркменских украшений выполнялся техникой позолоты по серебряной основе. Золочение производили с помощью ртути. Многие украшения туркмен-текинцев и иомутов были ажурными, орнамент создавался путем прорезания узора насквозь. У сарыков и приамударьинских туркмен серебряные изделия не золотили, узор наносился гравировкой. Совершенно иной была техника орнаментации изделий у прикаспийских иомутов: узор образовывали тонкие золотые, орнаментированные штамповкой пластинки различной формы, припаянные к серебряной основе. Вещи с узором позолотой встречались реже.
Характер орнамента у разных туркменских племен был также неодинаков: преобладающим для большинства изделий эрсари, сарыков, части западных иомутов являлся геометрический орнамент в виде ромбов, треугольников, кругов и полукругов. У западных иомутов в орнаменте часто встречались роговидные фигуры. В изделиях текинцев, северных иомутов и западных иомутов-атабайцев господствовал довольно сложный растительный орнамент в виде трилистника или растительных завитков с двойными листьями, обвивающими края изделий.

Рассмотрим наиболее популярные женские ювелирные изделия туркмен.

Головные украшения

Очень обширную группу образуют головные, в том числе налобные и накосные, украшения.

Гупба

Гупба — первое украшение, которое получала туркменская девочка. Это — серебряное навершие на тюбетейку или шапочку в виде куполка с полой торчащей вверх трубочкой в центре и расходящихся от купола веером коротких подвесок. Иомутские, текинские, сарыкские и эрсаринские девушки носили гупба вплоть до замужества. Гупба украшалась перьями филина, совы или сокола. Если в девичьей шапочке не было перьев, это означало, что девушка засватана.

Сунсуле

У некоторых туркменских племен девочки, достигшие 9-12-летнего возраста, то есть невесты, носили налобное украшение сунсуле (иногда оно называлось синсиле, сумсуле, ченге, ильдирич, манлайлык). Это нарядное украшение состояло из нескольких (1-2) рядов штампованных пластин, подвижно соединенных между собой цепочками и колечками, различной конфигурации с множеством мелких подвесок. Образующие сунсуле пластины инкрустированы сердоликом, бирюзой или цветным стеклом. В центре украшения — пластина с завершением в виде треугольника или закругленных рогов барана. Подобного типа украшение бытовало в конце XIX — начале XX века у многих туркменских племен, в том числе у салоров, сарыков, марыйских и ахальских текинцев, но не встречалось у западных иомутов. Носили его девушки, а также молодые женщины до рождения детей, у эрсаринцев его использовали в костюме до 35-40-летнего возраста, а у некоторых племен оно было только женским украшением.

Адамлык

Адамлык — украшение, по виду напоминающее фигуру стоящего или подбоченившегося человека. Оно крепилось по бокам хасавы, национального головного убора туркменских женщин. В начале XIX в. хасава представляла собой твердый каркас из соломы или холста, обтянутого бархатом или шелком. Такой головной убор был принадлежностью праздничного костюма замужних женщин; хасава покрывалась всевозможными серебряными бляшками, нашивками и подвесками.

Эурме

Похожее на сунсуле украшение, крепящееся к головному убору.

Украшением головного убора текинских женщин, которое стали носить с начала XX века, было «эгме», представляющее собой достаточно широкую выгнутую трапецевидную серебряную с позолотой пластину с прорезным орнаментом, инкрустированную сердоликом. Широкие «эгме» носили молодые женщины из богатых семей. Особенно модным стало это украшение в 20-е гг. XX в. Оно являлось показателем состоятельности семьи. Наиболее широкие (и поэтому дорогие и тяжелые) эгме достигали 40-50 см и назывались оникисимли эгме (т. е. 12-рядные эгме). Их носили молодые женщины из зажиточных семей. У тех, кто победнее, были алтысимли эгме, т. е. 6-ряд-ные эгме.

Височные подвески тенечир

Единый комплекс с головными уборами составляли височные подвески тенечир. В большинстве они представляют собой резные, ромбовидные, продолговатые, овальные или роговидные пластины, украшенные сердоликом. Вверху они имеют крючок для крепления к головному убору. Некоторые племена использовали височные подвески в качестве серег, которые носили молодые женщины.

Гулакхалка (гуляк-халка), халка, ысырга, тенечир — традиционные туркменские серьги

Серьги у туркмен делились на кольцевые и крючковые. Кольцевые серьги, бытовавшие у йомутов и салоров, имели в основе своей кольцо (6-12 см диаметром) из круглой в сечении проволоки с крючком и резной пластины с сердоликом изнутри кольца. К нижнему краю пластины и снаружи к кольцу припаивали детали в виде зерен, треугольников или розеток. Пластины украшались штампованным и прорезным сквозным узором в виде полумесяца или s-образной фигуры. Крючковые серьги были распространены значительно меньше кольцевых.
Для предохранения ушной мочки от растягивания и обрывания некоторые наиболее массивные серьги укреплялись на головном уборе крючком с треугольной серебряной фигуркой, похожей на подвеску — тенечир.

Как вязать носки Вязание джурабов Мастер класс How to knit socks

Накосные украшения асык

Предметом особой заботы туркменских женщин и девушек были накосные украшения, выполнявшие роль оберега. Асыки — серебряные подвески к косам. У северных иомутов они достигали значительных размеров, у западных иомутов, текинцев и сарыков они были меньше по размеру. Текинцы и сарычки использовали в качестве накосных подвесок асык особой формы в виде двух или трех спаянных пластин одинаковой сердцевидной формы, украшенных сердоликом. Аналогичные подвески были известны и другим племенам.

Нагрудные и наспинные украшения

Весьма многочисленны у туркмен нагрудные украшения. Это разнообразные талисманы и амулеты, охраняющие носящего их от сглаза и порчи. Нередко, впрочем, украшения могли располагаться на спине или плечах — наиболее уязвимом для злых сил, с точки зрения верующих, месте.

Бозбент

Бозбент — украшение, закрепляемое на одежде на спине. Представляет из себя большую круглую полую внутри бляху с сердоликом в центре и растительным орнаментом, образованным обычно позолотой. Иногда это украшение могло быть парным и крепилось к одежде на плечах. Его могли носить как дети, так и взрослые девушки.

Буков

Своеобразным украшением, которое туркменская девушка надевала чаще всего в день свадьбы, было буков — массивное нашейно-нагрудное украшение типа обруча или гривы, имеющее впереди фигурную пластину или систему пластин, скрепленных колечками с многочисленными подвесками. Оно встречалось только в костюме иомуток, текинок и сарычек.

Мастер-класс по татарской вышивке тамбуром крючком. Изготовление платка жениха

Енселик

Наспинное украшение, носившееся в паре с буков. Было призвано защитить девушку от сглаза.

Генжик (гонджик)

Большое ромбовидное изделие, закрывающее нижнюю часть груди и, главное, живот женщины. Его ношение должно было защитить женщину от сглаза с целью сохранить ее способность к деторождению. Сам по себе узор ромба символизирует женское начало в природе. Форма генжика и место ношения его на животе как бы увеличивает силу воздействия на женский организм.

Ачарбаг

Нагрудное украшение, закрывающее грудь и верхнюю часть живота женщины.

Застежка ворота платья гульяка

Нагрудные украшения гульяка были менее массивными, чем буков. Одни из них имели вид круглой броши с фестончатым краем, сквозным прорезным узором в виде сердечек и стреловидных фигур (у текинок) и множества сердоликов, мягкий блеск которых оттенялся позолоченным геометризованным растительным орнаментом. Другие были до 15-17 см в диаметре с массой мелких подвесок понизу, с преобладанием геометрического орнамента.
Иомутские броши обычно были покрыты густым штампованным узором с позолотой и усыпаны сердоликами.
Прежде чем стать общетуркменским украшением, в конце XIX века гульяка была известна лишь западным и, может быть, северным иомутам. В конце XIX — начале XX века ее стали носить гокленские женщины, а в 20-х гг. XX века она становится одним из любимейших украшений текинок.

Дагдан

Разновидностью нагрудных украшений были дагданы — фигурные пластины, напоминающие человека с тремя парами поднятых кверху рук. Такие пластины носились, как брошь, или входили в состав ожерелий из бус и монет, которые очень любили текинские женщины.

Тумар (тумор)

Нагрудное украшение, амулет в виде треугольника. Носилось взрослыми девушками, молодыми женщинами. В тумар для усиления его «охранной» роли зачастую были заложены квасцы, кусочки древесного угля или соль, а иногда и бумажки с изречениями из Корана. Соль считалась не только действенным средством от сглаза, но играла и важную роль в культе плодородия. Каждая женщина, особенно молодая, обязательно носила по нескольку тумаров разной величины и формы. Большие тумары с треугольным навершием носили спереди на животе как центральное украшение или на боку, на правом или левом, а иногда на том и другом вместе; маленькие — подвешивали на ожерелье, пришивали на груди к платью и т.д.

Сумочка для хранения Корана хейкель

Оригинальным изделием туркменских ювелиров являются сумочки небольших размеров, в которых женщины хранили Коран. Передняя часть таких сумочек представляет собой серебряную пластину со вставками сердолика, покрытую орнаментом геометрического или растительного характера.

Ок-ай (ок-яй)

Своеобразным амулетом было ажурное серебряное украшение — ок-ай, что значит — «стрела-лук». Оно действительно похоже в ранних дошедших до нас экземплярах XIX в. на натянутый лук со стрелой, а по древним поверьям многих народов Азии стрела обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Позднее это украшение стало более стилизованным и только своим внешним очертанием и названием напоминало ранние амулеты. Украшение укреплялось на спинке халатов или накидках мальчика от двух-трех до шести-семилетнего возраста у иомутов, текинцев и сарыков и, по представлениям туркмен, должно было помочь ребенку стать в будущем могущественным и храбрым. Иногда, если хотели, чтобы следующий ребенок был мальчик, ок-ай нашивали на спинку верхней одежды девочки.

Цветочные Узоры И Способы Их Использования В Домашнем Декоре

Украшения на руки

Браслеты (билезик)

Очень распространены были у туркмен браслеты. Они всегда были парными, их носили по одному на каждой руке. Зачастую туркменские браслеты, украшенные сердоликами и изящным гравированным орнаментом или филигранью, представляли собой наручи из двух-трех рядов, которые облегали руку от запястья почти до самого локтя.

Перстни, кольца

Туркменские женщины старались обязательно носить перстни с сердоликовыми, иногда бирюзовыми камнями. «Белые», т.е. чисто серебряные (или медные) кольца, без камня и без позолоты, выполняли очистительную функцию. Их носила обязательно каждая хозяйка, так как пища, приготовленная женщиной, не имевшей хотя бы одного такого кольца на руке, считалась «нечистой».

Что означают узоры на Коврах СССР, которые мы рассматривали перед сном?

Сычева Н.С. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX — XX веков. Из собрания Государственного музея искусств народов Востока. — Москва, 1984 г.
Васильева Г.П. Магическая роль украшений и некоторых видов одежды в представлениях туркмен // Среднеазиатский этнографический сборник. — М., 2006.
Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркменок XIX — первой половины XX в. // Костюм народов Средней Азии. — М., 1979.

Гардероб Мастер-класс Вязание спицами Яркие носки с орнаментом Джурабки Нитки

Здесь орнаменты для двух размеров. Желтый для 42-43, и с голубой полосой 36-37 ( по числу петель меняется рисунок). Орнамент я привезла из Туркмении.

Нам потребуются нитки 4х цветов, спицы и маркировочная нить.

Набирать стараюсь не туго.

Набрать на две спицы 14 петель,1 красную, 1 синюю, 4 красные, 2 синие, 4 красные, 1 синюю и 1 красную.

Вынуть одну спицу и начинаем провязывать согласно цвету. При этом петли со спицы не сбрасываем.

Вяжем по кругу ( согласно орнамента меняем цвет нити ), при этом с двух противоположных сторон, где было по 1 красной петли, прибавляем петли, по одной красной с лева и с права.

Дальше мы будем прибавлять именно в этих местах столько, сколько нужно для количества петель согласно выбранного вами рисунка.

Очень советую при работе не торопится, буквально провязывая каждую петлю задумываться о соответствии цвета.

Пришло время добавить белую нить. Просто привяжите ее к соседней.

Расстояние между белыми участками довольно значительное. поэтому я нить перекручиваю с соседними, а можно использовать в вывязывании белым — обрезки ниток.

Я пыталась загрузить видео об особенности вязания путем набрасывания нити, но увы. Вместо того, чтобы захватить нить спицей, я ее набрасываю и потом провязываю. Так полотно не стягивается.

Вяжем столько, сколько нужно.

В том месте, где должна располагаться пятка провязываем с двух спиц маркировочной нитью и сразу переходим к щиколотке. Орнамент при этом потребует изменения числа петель, прибавляйте в большую сторону, иногда требуется прибавить до 5 петель.

Опять таки вяжем столько, сколько вам хочется. Но слишком высоко не нужно, т.к. носок трудно будет надеть.

Закончить я все таки советую небольшой резинкой, легче будет надевать.

Приступаем к пятке. Разберите маркировочную нить и соберите петли на 4 спицы. Постарайтесь с боков подцепить по паре петель (иначе образуются отверстия).

Рисунок 2х2 ( 2петли по два ряда).

4 ряда вяжем по кругу.

Потом начинаем закрывать с двух сторон по 2 петли с лева и 2 петли с права.

Хвостик завязать и убрать внутрь.

Вяжем носки от мыска. Еще один вариант — видео http://www.liveinternet.ru/users/xandriax/tags/%CD%CE%D1%CA%C8/. Если возникнут вопросы, хоть через месяц, хоть через год, спрашивайте, с удовольствием отвечу. Все равно я их каждый год вяжу пачками. Еще орнаменты https://stranamasterov.ru/node/277502

Какие уютненькие носочки. ;)

Спасибо Екатерина. Чудный котик. Ваш?

Необыкновенно красивые носочки!

носочки просто замечательные.
у меня папа родом с п.Шелангер, Марий Эл
такие носки я видела только там.
когда мы ездили к бабушке нам дарили такие носки
некоторым из них уже по 20-30 лет и мы их почти не носим а бережем.
теплее и красивей носков я не видела.

ваши разноцветики — это полный восторг.

Спасибо большое за отзыв и знак качества. География расширяется. Приятно осознавать, что ничего не утеряно. Когда я открыла для себя интернет, то первым делом искала нечто подобное. Хотела разнообразить узоры, но ничего не нашла, кроме норвежских узоров «и что это все?» подумала я. Как-то грустно.

Ух ты! Я вяжу лет лет с шести, но первый раз вижу, чтоб носки вязались с другого конца. Здорово!

Меня бабуля учила вязать от резинки и я, если честно, и предположить не могла, что можно наваять такую красоту да еще и от мыска.

Я долго искала в инете нечто подобное, нашла и дала ссылку, но там без орнамента, зато можно набить руку, да и вообще это интересно.

Туркменские орнаменты в коврах

День добрый. Вы еще исландские носочки не видели))) те вообще вяжутся сбоку в пять минут ))). Ну я конечно чуток занизила 5 минут, но все же быстро.

Не, не видела. Надо будет посмотреть, изучить. Спасибо за подсказку.

я боюсь даже начинать страшно вдруг не получится

Мне когда чего-нибудь страшно, я говорю себе: — никто за это не побъет.

Славянские узоры и орнаменты. Шпаргалка с эскизами

Самое сложное здесь, даже не мысок, а рисунок в начале вязания. Поэтому хорошо бы в начале просто потренироватся с одним цветом, или связать образец узора. Так вы будете иметь представление с чем имеете дело. Если по ходу работы возникнут вопросы обязательно задавайте.

спасибо большое за мк.

Потрясающие носочки. А узоры вы сами придумываете?

Нет я немного их меняю или дополняю, когда это требуеся, т. к. Для разных размеров носков, требуется разное количество петель, или зависит от толщины ниток, что опять таки упирается в количество петель.

Век живи — век учись! Удивили! Всегда вязала от резинки. Взяла себе в закладочки, как-нибудь сяду попробую.

Все вместе смотрятся как ковёр!

Но! Эти носки требуют сосредоточенности в работе. Желаю удачи!

Жалко, что нету схем орнаментов. я привыкла по схемам-клеточкам вязать такие носочки. Правда, именно такие, как у Вас, я ещё не вязала. Есть в них что-то этническое, загадочное. Как будто зашифровано что-то в этом лабиринте красок и линий.

Я пыталась расшифровать орнаменты, что-то понять, но. Только вычитала, что завихрения на щиколотке не дают отрицательной энергии подобраться к человеку завихряя и запутывая злых духов. А схемы орнаментов есть здесь http://www.liveinternet.ru/users/3915484/post141645092/, и здесь http://remeslo.okis.ru/spizi.html#v1 я уже кое что связала по ним.https://stranamasterov.ru/node/277502.

Гуля, скажите пожалуйста, а каким способом вы прибавляете петли в начале мыска?

А просто накид делаю, на фото №8 видно, но чтоб потом не было дырки, этот накид, теперь уже считающейся петлей, при провязывании перекручиваю. Вяжу я не туго, поэтому существует такая необходимость.

Спасибо большое. А такой начальный набор петель и способ прибавок вообще традиционны для туркменских носков, или это Ваш выбор в пользу более удобного?

14 петель, так мысок будет плавным, при меньшем наборе мысок станет более острым да и заморочек больше. А вяжу я так как меня учили в Туркмении.

Спасибо, мне очень интересны такие детали. А про туркменское вязание спросить не у кого. А как у вас называется этот орнамент?

Я даже не помню как называются подобные носки, может мне и говорили да я забыла. Когда меня учили вязать, то мы общались больше жестами, так как языка я не знаю, больше старалась смотреть и запоминать, ведь второй раз никто повторять для меня не будет. Был всего один урок, а мне было 15 лет. С тех пор, чтоб не забыть, все время их вяжу.

Проект Узоры и орнаменты

Посмотрела ваши носочки.Красивые очень. Уютные.Сама давно не вяжу.но увидев ваши носочки,руки зачесались. Можно вам немного подсказать начало работы,что бы вам полегче было.

Ох как поздно я увидела ваш комментарий. С вами наверно уже и не связаться? Конечно я хотела бы знать как можно упростить процесс вязания, любая деталь меня интересует! И не только мне интересно было бы знать! Пожалуйста найдитесь. Будем ждать и надеяться.

Гуля,доброго времени суток!Я жила в Туркменбаши 13 лет и не могу вспомнить как они называются(носки).Подскажите,пожалуйста.

Понятия не имею как они называются в Туркмении, носки и носки, а здесь я узнала что их называют джурабы, может и там так же называются.

здравствуйте ! я тоже просмотрела и джурабы и носки я поняла что вязка начинается именно с носка.. но в последствии они не сшиваются или все таки по бокам сшиваются? рисунки все прекрасны и колоритны!

Нет, нет, вяжутся как обычные носки вкруговую, ничего сшивать не приходится, только пятка вывязывается в конце работы.

И вам спасибо за вопрос, а то я и не задумывалась.

СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК

КАК РИСОВАТЬ ОРНАМЕНТ!!!

Какие красивые носки.НО,Гуля,дайте пожалуйста орнамент вязания этих носков.именно этих)пожалуйста)

Туркменские узоры

О-о. Прошу прощения, что не заметила вовремя ваш комментарий. У меня нет схемы. Я просто смотрю на предыдущий носок, отсчитываю петли и вяжу. Мне так удобней, чем со схемы.

много лет вяжу но в этой технике не вязала ни разу спасибо большое за МК буду вязать

Гуля,спасибо за МК,такие носки у меня были в детстве и мне они очень нравились,но вот описание попалось только год назад.Связала 2 пары,получились красивые, но плотные.Следующие буду вязать более толстыми спицами.Молодец,что не забываете эту технику,джурабы уникальны,они теплые,красивые,ноские.По этой ссылке можно посмотреть,что я нашла за это время,возможно кому то и будет интересно

Тайна пазырыкского ковра. Туркменистан.

Очень интересные схемы. Спасибо вам от всех, кому такая ссылка пригодится! Я уже сделала закладочку.

Гуля, добрый день. Спасибо большое, достаточно подробно объяснили весь процесс. Но в интернет полезла, чтоб найти другие туркменские носочки(схемы). Может вы видели тоже на черном(бордо) фоне цветы красные, с желтеньким центром на веточках зеленых. Очень яркие. Этот орнамент(узор) традиционный для туркменских вещей ручной работы, в таком же стиле безрукавки. И рисунок остается неизменным, переносится и на ковры и в других изображениях. К сожалению не так давно ввели визовый режим с Туркменией(раньше мы могли на 3 дня пребывать без визы), поехать и купить, а это очень близко, всего лишь 70 км от нас, не представляется возможности. И еще вспомнила, верхняя часть оформлена перекрученными нитями 2-3 цветов. И как бы завязки свисают. Помните?

Насколько я помню, с цветами изделия мне не попадались. А как заканчивать верхнюю часть носка — это уже моя фантазия, потому что меня не доучили, времени не хватило. Я эти носки впервые увидела в 16 лет и тут же попробовала научится их вязать. Потом был перерыв в вязании 25 лет. Зато теперь. Родные и близкие, друзья и знакомые, многие ходят в моих носках.

Отрадно, что вот такой маленький эпизод в дальнейшем приносит столько радости не только себе, но и людям которые нас окружают. Так и не нашла носочки о которых я говорила. Понятно что каждая область в Туркмении имеет свой традиционный рисунок. Не теряю надежды))) Все на что я пока натыкалась в интернете это турецкие джурабы, орнаменты схожи с вашими))) business-lady.com/books_free_viazanie-48.php, очень много вариантов интересных, Спасибо за ответ.

Жаль ссылка не открылась, интересно было бы посмотреть. Я тоже в интернете копалась, искала что нибудь новенькое для себя. Несложное, но красивое. Нашла пару схем и на этом успокоилась. Можно вязать разные разности просто комбинируя цвета.

Туркменский ковёр — национальное наследие

Здравствуйте, Гуля! Вяжу давно и много, но когда увидела Ваши чудо-носочки, не могу не обратиться к Вам с просьбой пригласить меня на мастер класс или Вас в гости в Москву. У меня 6 приемных детей из детского коррекционного дома. Очень хочу научиться вязать такие носки. Пожалуйста, откликнитесь. Ирина.

Здравствуйте и Вы Ирина ). Я бы с огромным удовольствием, это именно то, чем я давно хотела бы заниматься. Я не поеду, мои животные не отпустят ) А вот Вы приезжайте. Буду ждать с нетерпением )))

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Туркменские узоры и орнаменты