Трапунто что это такое

Трапунто: техника выполнения, особенности и мастер-класс

Высказывание мадемуазель Бертен, модистки королевы Франции Марии-Антуанеты, актуально уже почти 200 лет. Действительно, мода движется если не по кругу, то точно по спирали. Яркие принты сменяет клетка, затем полосы, однотонные полотна, блестящие, рельефные и снова принты. Новые технологии, новые материалы, но силуэты все те же, что были 20 или 30 лет назад. И вот в моду вновь вошла стеганая ткань. Ромбы, полосы, квадраты. А что, если хочется романтики, изысканности, плавных линий, но при этом оставаться в тренде? Именно тогда на помощь приходит такая техника, как трапунто.

Что же это — вышивка или стежка?

Сущность

Техника трапунто — объемная вышивка. В классической вариации на двухслойной основе вышиваются контуры основного рисунка: как правило, это цветы, перья, завитки, геометрические фигуры. Затем на подкладочном слое раздвигаются волокна ткани и набиваются элементы рисунка ватой или другим наполнителем. Кроме того, заполняется свободное пространство произвольной фоновой строчкой (линии, сетка, спирали, волны, эхо), которые при необходимости также наполняются. Данный процесс трудоемкий и требует максимальной усидчивости и внимательности.

Существует и второй способ выполнения трапунто. Он появился относительно недавно, однако большинство мастеров выбирают именно его. Суть способа заключается в том, что между двумя слоями ткани заранее прокладывается слой листового наполнителя, после чего выполняются строчки основного рисунка и фона. Благодаря тому, что наполнитель изначально находится в основе, дополнительно набивать изделия, как правило, не надо. Это существенно экономит и силы, и время. Также стоит отметить, что использование цельного листа наполнителя позволяет добиться одной толщины у аналогичных элементов. Хотя современный вид трапунто можно отнести уже не к вышивке, а к стежке.

История

Данная техника имеет очень глубокие корни. Родиной ее считается остров Сицилия, где еще в III веке н. э. деревенские девушки развлекались, создавая объемные полотна. В основном это были растительные мотивы или геометрические фигуры, но встречались и сюжетные варианты, например, история о Тристане и Изольде. Девушки вышивали на двойном полотне узоры, после чего наполняли ветошью, ватой или нитками элементы, придавая им объем.

В конце XVII века вышивка в данной технике покорила высший свет Европы. С этого времени для основы стали выбирать белоснежные дорогие материалы, например, батист, что вкупе с трудоемкостью процесса привело к тому, что позволить себе такие вещи могли только очень состоятельные семьи, да и то только по праздникам. Например, покрывало в технике трапунто стелили в первую брачную ночь. На рождение детей дарили одеяльце, а на крещение — крестильные наборы.

В связи с техническим прогрессом и автоматизацией производства изделия стали доступны более широкому кругу населения, однако до сих пор они ассоциируются с достатком, роскошью и изысканностью.

Инструменты и материалы

Прежде чем приступить к созданию изделий в технике трапунто, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  1. Бумага.
  2. Карандаш.
  3. Лайт-бокс (копировальная бумага).
  4. Водорастворимый маркер.
  5. Ткань.
  6. Наполнитель.
  7. Ножницы.
  8. Иглы.
  9. Нити.
  10. Пяльцы.
  11. Швейная машина.

Данный список может незначительно меняться в зависимости от предпочтений мастера. Например, вместо маркера можно использовать мыло или карандаш, а лайт-бокс можно заменить не только копировальной бумагой, но и хорошо освещенным окном.

Кроме того, начинающим технику трапунто лучше осваивать вручную и на небольших изделиях. Это позволит лучше понять суть такой вышивки, поэкспериментировать с натяжением нити, подобрать оптимальные материалы, а также понять, будет ли новичок в дальнейшем заниматься данным видом творчества или нет.

Швейная машина

Швейная машина существенно упрощает процесс работы с изделием, но и здесь существует несколько нюансов. Во-первых, она должна быть достаточно мощной, чтобы производить большое количество строчек без сброса настроек и перегрева. Во-вторых, необходима специальная лапка для вышивки, которая не закрывает обзор и позволяет легко перемещать ткань под иглой. В-третьих, машинка должна иметь функцию свободного хода, то есть давать возможность свободно передвигать ткань не только вперед и назад, но и в стороны или под углом. Именно это позволит делать строчки максимально плавными, а способность останавливаться в положении, когда игла остается внутри изделия, облегчит движение по рисунку, не прерывая шов. Идеальными машинами в данном случае являются специализированные (для стежки) либо те, у которых имеется функция квилтинга или просто буква Q, что, по сути, одно и то же.

На классической бытовой машине также можно работать в технике трапунто, однако при этом необходимо выбирать несложные рисунки небольшого размера, которые легко можно будет провернуть вокруг иглы. Понадобится также внимательно следить за настройками натяжения нитей и делать несколько подходов, чтобы она не перегрелась.

Ткань

Внешний вид готового изделия напрямую зависит от материала. Для того чтобы вышивка в технике трапунто выглядела максимально привлекательно, необходимо использовать тонкий, но плотный однотонный материал, который имеет полотняное плетение. Обычно для этих целей выбирают хлопчатобумажные ткани, сатин, батист или шифон. Также можно использовать и другие материалы, однако на слишком плотной ткани практически не будет объема, а на тканях с рыхлым плетением, например, атласных, будет пропадать строчка, совпадающая с длинными участками в структуре. Данный материал, конечно, можно использовать, однако при этом его нужно располагать так, чтобы горизонтальные или вертикальные линии не проходили параллельно долевой нити.

Подкладочную ткань можно выбрать такую же, как и основную — тогда изделие будет двусторонним — либо же другую. Главное, чтобы она не тянулась, иначе весь объем вышивки уйдет вниз. А если будет использоваться классическая техника с последующим наполнением, то структура полотна должна быть достаточно рыхлой, чтобы была возможность раздвинуть волокна, набить элемент наполнителем, а затем восстановить плетение. Можно взять и плотную ткань, но в этом случае необходимо будет сделать надрезы на каждом элементе, после чего наполнить его, а отверстие зашить.

Наполнитель

Сегодня существует множество наполнителей, которые подходят для прикладного творчества. Классические вата и поролон уже практически не используются, потому как оба со временем приобретают желтый оттенок. Кроме того, за изделием с ватой тяжело ухаживать, а поролон со временем начинает крошиться. Также уже не особо используют и синтепон. Связано это с тем, что готовые изделия с таким наполнителем нельзя утюжить, так как он слипается и восстановить объем уже невозможно. Поэтому самыми оптимальными на данный момент наполнителями являются холофайбер и спанбонд.

Нитки и иглы

Очень важно, чтобы строчки данной вышивки были аккуратными и неразрывными. Поэтому большую роль играет выбор нитей. Лучше остановиться на полиэстровых и акриловых. Они, в отличие от хлопковых, не распушатся при трении об иголку и являются более прочными. Что касается цвета, то здесь все индивидуально. Красиво смотрится вышивка, выполненная нитями как подобранными под ткань, так и контрастными. Кроме того, в вышивке можно использовать несколько нитей разных цветов, чтобы разнообразить рисунок.

Иглы должны быть тонкими, длинными и иметь большое ушко. Именно в этом случае на материале не будет оставаться больших отверстий, а нить будет легко скользить за иголкой. Желательно для каждой работы использовать новую иглу.

Этапы

Когда выбраны и приготовлены все материалы, можно приступить к созданию изделия. Мастер-классов по технике трапунто достаточно много, но все они включают в себя следующие этапы:

  1. Разработка рисунка.
  2. Перенос на ткань.
  3. Формирование основы.
  4. Вышивка.
  5. Обработка края.

Каждый этап очень важен в работе и имеет ряд особенностей.

Разработка рисунка

Рисунок обычно используют модульный, состоящий из множества повторяющихся элементов. Найти его можно как в специализированных журналах, так и на просторах интернета. Однако нет ничего прекраснее, чем создание изделия по собственным эскизам. Для того чтобы нарисовать симметричное изображение, достаточно нанести на лист лишь половину модуля, а затем отразить его зеркально с помощью лайт-бокса, светлого окна или копировальной бумаги. После того как модуль будет готов, его переносят на пластиковый лист или бумагу, формируя законченный эскиз изделия. Также можно воспользоваться графическим редактором и его возможностями редактирования изображения.

Перенос на ткань

После того как готов эскиз, его необходимо нанести на ткань. Лучше это делать, используя лайт-бокс. Но если ткань достаточно просвечивающая, достаточно просто подложить под нее рисунок и обвести все контуры смывающимся маркером для ткани. Подходит и цветное мыло, но им неудобно обводить мелкие детали, к тому же часть рисунка во время работы может стереться.

Второй способ позволяет перенести рисунок максимально точно и быстро. Для этого необходимо на эскиз положить прозрачный пластиковый лист, обвести рисунок, затем наложить заготовку на ткань чернилами вниз и аккуратно проутюжить. В результате рисунок отпечатается на материале.

Формирование основы

Это один из важнейших этапов. Сначала ткань необходимо подготовить — постирать и отутюжить. Если в качестве наполнителя будет использоваться синтепон, то готовое изделие уже нельзя будет подвергать активной термической обработке. При покупке ткани нужно иметь в виду, что в данном случае учитывается не только параметр усадки после стирки (как правило, 10% по длине), но и усадка на объем (от 7 до 10 процентов по всему периметру обязательно). Также лучше отрезать изначально больший размер материала, чем необходим с учетом всех усадок. Если размеры готовой вышивки соответствуют желаемому размеру, лишний материал можно обрезать, а вот если вышивка получилась меньше, чем надо, то ее можно дополнить фоновыми строчками или произвольными элементами, доводя размер до необходимого.

Саму основу следует выкладывать следующим образом:

  1. Нижний слой — его располагать лицевой стороной вниз.
  2. Наполнитель. Если говорить о синтепоне, то его плотность должна быть 100 г/кв. м. Более пышный материал не столько даст дополнительный объем основным элементам рисунка, сколько сделает грубым и толстым полотно с фоновой вышивкой. Кроме того, необходимо учитывать возможности пяльцев и высоту подъема лапки швейной машины. При чрезмерно большой толщине основы машинка может пропускать стежки, что нарушит целостность линий и внешний вид изделия.
  3. Верхний слой — уложить лицевой стороной вверх.

Все слои необходимо скрепить между собой булавками, а если размеры полотна большие, то лучше склеить края водорастворимым клеем.

Вышивка

Сама по себе техника выполнения трапунто достаточно проста: достаточно лишь вышить контуры рисунка, двигаясь от центра к краям. Таким образом можно избежать появления ненужных складок и заломов. Длина стежка должна равняться примерно 2 мм. После того как все линии эскиза будут прошиты, следует приступать к фоновой строчке. Можно заранее нанести ее контуры на ткань маркером либо двигаться в произвольном порядке. Чем плотнее и мельче будет фоновый орнамент, тем лучше будут просматриваться основные объемные элементы. Лишние нити следует закрепить и спрятать внутрь работы.

Что такое фильмопласт и как его использовать для машинной вышивки.

Готовую вышивку необходимо замочить на 15-20 минут в теплой воде, чтобы линии маркера полностью растворились, после чего аккуратно отжать через полотенце (выкручивать изделие нельзя) и высушить на горизонтальной поверхности. Уже сухую заготовку проверить на необходимость наложения дополнительной фоновой строчки либо добавки наполнителя в элементы основного рисунка. На этом этапе сама вышивка готова.

Кроме классической однотонной вышивки, существуют несколько вариантов придания яркости и цвета. Самый простой — вышивка по контурам заводского принта. Можно предварительно вышить гладью элементы на верхней части основы, нашивать цветную ткань по принципу аппликации, но самый интересный способ — это использование техники шадоу трапунто.

Она заключается в теневом окрашивании работы. Например, в классической вариации объемные элементы наполняли цветными нитями для вязания, которые, просвечивая сквозь верхний слой, и давали «теневую» окраску изделию. Для того чтобы создать подобную окраску в варианте с трехслойной основой, необходимо на изнаночную сторону верхнего слоя нашить лист фетра и вышивать только те детали, которым необходимо придать данный цвет. Затем лишний фетр отрезать, отступив от строчки 1,5 мм, и нашить все остальные цвета. После того как теневая окраска будет нашита, можно приступать к самой технике трапунто.

Важно! В данном случае фетр необходимо пришивать водорастворимыми нитями, чтобы не было дублирования строчки рисунка.

Обработка края

Какой бы красивой ни получилась вышивка, неряшливые края в корне загубят внешний вид изделия. Можно край закрыть косой бейкой: для этого необходимо сначала прошить основу по периметру, отступив 0,3 см от края, чтобы он не был толстым, а слои не сместились в процессе обработке, после чего нашить тесьму. Таким способом можно обрабатывать двусторонние изделия.

А вот если шить подушку в технике трапунто, то необходимо будет либо соединять две вышивки, либо вышивку с материалом для обратной стороны изделия. Также можно использовать широкую окантовку, помещая объемную часть в своеобразную рамку, как картину. Это позволит сконцентрировать внимание на необходимом элементе декора.

Хороший мастер-класс по технике трапунто для начинающих представлен в данном видео:

Несмотря на множество нюансов, кропотливый труд и достаточно сложную технику исполнения, даже начинающий мастер может создать уникальную вещь с объемной вышивкой трапунто, будь то прихватка, жилет, элемент на верхней одежде, подушка или покрывало. Главное — не бояться начинать новое и помнить, что королевскую роскошь и изящество можно сделать своими руками.

Техника «Трапунто»

Красивое итальянское слово ТРАПУНТО
Многие виды рукоделий столетиями восхищают мир своим изяществом и изысканностью. Хотя появились на свет они далеко не в высшем обществе и отвечали исключительно практическим целям.

Например, техника трапунто.

История появления

Считается, что техника трапунто зародилась в III веке на острове Сицилия. Из увлечения мастериц беднейшего района Италии постепенно она превратилась в предмет поклонения богатейших королевский семей Европы, а потом и всего мира. Уже тогда местные мастерицы создавали подушки, покрывала, скатерти, постельное белье, салфетки, выполненные в этой технике. Многие из них даже сохранились до наших дней. Так в Лондонском Музее Альберта и Виктории хранится сицилийский льняной квилт, датируемый второй половиной XIII века. Он изображает историю любви Тристана и Изольды. Его так и называют — The Tristan quilt.

Первоначально изделия в этой технике делали из белого льна. В XVII-XVIII веках быстро завоевали популярность во всей Европе. Из бедноты они перекочевали в дома знати. А через какое-то время французские купцы стали перевозить из Италии не только роскошные белые покрывала, но и мастериц, умеющих их изготавливать. Лен все чаще стали заменять на дорогой шелк и хлопок.

Особенность техники

Трапунто (Trapunto, от итальянского слова «trapuntare» – «прошивать, простегивать») — особая техника рельефного квилтинга. Сейчас в это трудно поверить, но как и большинство разновидностей квилта, трапунто был …. способом сэкономить ткань. Ведь на подклад использовали ветхие рыхлые полотна. Такие после стежки придавали изделиями желаемую пластичность. В них легче было проделать отверстие для набивки ватой. В результате одни фрагменты получались объемными, другие — нет (их часто дополнительно простегивали мелкой стежкой), а все изделие напоминало изящный барельеф.

Особую популярность трапунто приобрел в Провансе. Местные мастера назвали эту технику «бути», что по-французски означает «набивка». Они использовали для набивки специальное деревянное шило. Вату набивали по рисунку, а для создания фона выстрачивали специальные «каналы», по которым протягивали хлопчатобумажную пряжу или шнуры. В работе уже не использовали ветошь. В ход шли высококачественные полотна белого цвета.

Белыми покрывалами и наволочками устилали брачные постели аристократов. В маленькие одеяла заворачивали новорожденных в день крещения. А на первый день рождения, или первое причастие малышам часто дарили стеганые пинетки, чепчики и жилетки.

В конце XVI века трапунто привезли в Америку. Она быстро нашла своих поклонников. Ей даже придумали свое название — «stuffed work», или «фаршированная работа». В Америке эта техника стала очень популярной среди жен ковбоев и плантаторов и выполнялась только в белом цвете.

Трапунто в наши дни

В промышленный XX век трапунто было вытеснено покрывалами и одеялами промышленного производства. Второе рождение этот рукодельный стиль приобрел уже в наши дни и дал начало нескольким разновидностям набивного квилта. Например, стежка по принту, или стежка разоцветными нитями.
Как здорово, что и в наши дни на свет появляются стильные и изящные вещи в технике трапунто. Они не уступают по красоте тем, что предназначались для французских королей.

этой интересной и красивой технике я обучаю на курсе «Волшебня ночь»

Как вышивать в технике Трапунто (Trapunto)

Трапунто (Trapunto) — в переводе с итальянского означает «вышивка», а на латыни «укол иголкой». Отличительной чертой изделий, выполненных в этой технике, является объемность. Традиционно техника Трапунто (Trapunto) выполняется вручную, либо на швейной машине, в свободно-ходовой технике. Наш сайт посвящен машинной вышивке, поэтому разбирать технику трапунто мы будем с оглядкой на швейно-вышивальное и вышивальное оборудование, на выполнение дизайнов в автоматическом или полуавтоматическом режиме, когда в процессе вышивки требуется рука вышивальщика для обрезки излишков ткани, или добавления вспомогательного материала.

Способы выполнения трапунто разнообразны и отличаются по применению дополнительных материалов, включению промежуточных техник а-ля аппликация и т.д. В этой заметке мы рассмотрим наиболее простые способы выполнения трапунто при цельном верхнем слое. Создадим то, что называется бутербродом (сэндвич) и разберемся, как сформировать объем за счет основной строчки в дизайне машинной вышивки, стежковой заливки в большинстве случаев мотивной или «мозги» (в свободно-ходовом методе это стежка), а также применения и обрезки прокладочного материала.

Как и в любой другой технике машинной вышивки, при выполнении трапунто большую роль играют ткани, нитки и стабилизаторы, нельзя забывать также о настройках оборудования и подборе дизайнов машинной вышивки, поэтому прежде чем приступить к практической части, мы предадимся теории.

Для создания дизайна в технике трапунто лучше всего подходят тонкие не стрейчевые ткани (х/б, креп-сатин, шифон, батист), поскольку они не мешают созданию объема.

Плотные, тяжелые материалы, такие как пальтовые, мебельные или джинсовые ткани приминают прокладочные слои и скрывают объем. В итоге изделие получается плоским, вы видите только строчку или стежковую заливку.

Для выполнения техники трапунто прекрасно подходят квилтовые ткани, как одноцветные, так и многоцветные. Богато и благородно смотрится вышивка трапунто на белых тканях.

Если нижний слой должен иметь красивый внешний вид, то можно использовать такую же ткань, которая идет в качестве лицевой, если нет, то можно использовать более простую одноцветную.

Прокладочный материал – основа формирования объема при выполнении дизайнов машинной вышивки в технике трапунто. От свойств примененного прокладочного материала зависит конечный результат. Насколько объемными будут детали, насколько плотным будет изделие и многое другое. Если одного прокладочного материала не хватает для придания объема, то его можно использовать в два сложения или добавить в качестве второго слоя другой материал. Высота прокладочного слоя, количество слоев, напрямую связаны с высотой подъема прижимной лапки. Следует учитывать, что при слишком большом количестве слоев (толщине), машина может пропускать стежки. В качестве прокладочного материала используются следующие нетканые материалы:

  • Синтепон различной плотности 100/200/300 гр.м2. Отличается по методу производства (клеевой, термический, иглопробивной). Клеевой – более пышный, но хуже выдерживает тепловую обработку. Термо – устойчив к влаге. Рекомендуется в основном Синтепон-100, поскольку 200 и 300 утяжеляют изделие, если это крупный проект.
  • Холофайбер – полиэфир 100 %. Отличается по жесткости, объему, плотности. В отличии от синтепона не слеживается. Не удерживает запахи и влагу, не возгораемый, не обладает токсичностью и много других «не».
  • Спанбонд – выпускается различной плотности 40/60/80гр.м2. Прочный материал, восстанавливающий свою форму даже после продолжительной нагрузки широко используется в «Hand-made»

И т.д. На сегодняшний день химическая промышленность предлагает большой выбор различных нетканых материалов для шитья и квилта.

В качестве прокладочного материала в некоторых случаях используют поролон. Плюс поролона в том, что он хорошо держит объем. Минус – непереносимость ВТО, в процессе эксплуатации поролон может начать крошится.

Рекомендованными, к выполнению вышивки в технике трапунто, считаются иглы для квилтинга (Quilt) имеющие более длинное, по сравнению с обычными вышивальными иглами, острие и удлиненное ушко для нити. Конструкция такой иглы позволяет нити свободно проскальзывать между слоями «сэндвича» для трапунто, уменьшая возможность обрывов или пропуска стежков.

Если в вашем арсенале такой иглы не нашлось, её легко заменит игла для вышивки металлизированными нитями или вышивальная игла, скорость выполнения вышивки при использовании таких игл рекомендуется уменьшить.

Если вы давно не меняли иглу, обязательно перед началом вышивки установите новую. При работе с неткаными материалами, да еще высокими многослойными бутербродами старые иглы могут начать «капризничать». Если вам жалко выбрасывать иглу, отложите ее на будущее, для более простых проектов.

Главным свойством верхней и нижней нити является прочность на разрыв и износостойкость в процессе эксплуатации.

Нижняя нить:
В вышивке трапунто изнанка также важна, как и лицевая часть и в качестве нижней нити рекомендуется использовать ту же нить, что и на лицевой части вышивки.

Это не исключает возможности применить специальную нижнюю нить, но ее следует использовать в том случае, когда изделие будет эксплуатироваться активно, а изнанка не предстанет взору общественности. Однако, стремясь к совершенству, к этому предложению можно придраться.

Коль вы решили вышивать специальной нижней нитью используйте нити не тоньше чем №120.

Верхняя нить:
Полиэстер – в качестве верхней нити прекрасно показали себя обычные вышивальные полиэстеровые. Вышивка выполняется без обрывов и несмотря на достаточно высокий «сэндвич» нет пропуска стежков. При этом вышивка выполняется без пропусков стежков (идеальная скорость 600 ст/м).
Красиво выглядит на вышивке полиэстер-мультиколор. Применяя его в стежке вы получите эффект градиентной заливки. Ради эксперимента можно попробовать полиэстеровые нити, светящиеся в темноте и проявляющиеся на свету.

Прекрасная альтернатива блестящему полиэстеру – матовые нити, который уже появились на нашем рынке.

Вискоза – имеют меньшую прочность к разрывам, по сравнению с полиэстером. Хорошо показали себя лишь на более низких скоростях. При высоком бутерброде и высокой скорости нить начинает сучится. Следует учесть, что вискозная нить весьма «скользкая штучка», и если изделие будет эксплуатироваться в активном режиме нити могут рваться. При работе с вискозной нитью обязательно одевайте сеточку, подающую нить плавно и без рывков.

Онлайн-курс выполнения вышивки трапунто, шнуром, Puffy, Cut work, Stump work

Металлизированные нити – вышивка такими нитями смотрится эффектно. Если ваш проект предполагает вышивку металлизированными нитями, обязательно уменьшите скорость шитья до минимальной. Оденьте на катушку сеточку и установите иглу для металлизированной нити. Металлизированные нити не любят частых стирок, имеют меньшую прочность к разрывам по сравнению с полиэстером.

Хлопчатобумажные нити – 100% хлопок. Придают налет работы, выполненной в ручную. Устойчивы к обрыву, но требуют уменьшить скорость выполнения вышивки.

При выполнении вышивки в технике трапунто нет необходимости в применении специальных «нижних» вышивальных стабилизаторов, поскольку дизайны машинной вышивки легкие, состоят из одних строчек и мотивной стежковой заливки, которая практически не стягивает ткань. Плюс ко всему детали сэндвича, соединяясь между собой, стабилизируют друг-друга предотвращая смещение вышивки. Применение стабилизатора доставит неудобства по окончании работы, когда вам понадобится удалить излишки стабилизатора с изнаночной стороны изделия.

О применении стабилизатора следует задуматься, если вы комбинируете вышивку в технике трапунто с выполнением плотных дизайнова, а также если вы выполняете трапунто с несколькими слоями прокладочного материала.

Можно выделить два основных метода запяливания сэндвича для трапунто.

Первый предполагает запяливание всего сэндвича в пяльца. Данный способ напрямую зависит от конструкции пялец, максимальной высоты подъема лапки в вышивальной машине и высоты «сэндвича». Если вы используете толстый сэндвич, с несколькими слоями стабилизатора, то он может, что называется, не войти в пяльца.

Второй основан на запяливании только нижнего слоя ткани (бэка), а все последующие слои закрепляются на нем при помощи клея-спрея, булавками или наметкой.

Дизайны для выполнения техники трапунто узнаваемы. Как правило, это дизайны строчкой (Ran или Tripple ran). Если предполагается, что в дизайне имеется стежка, то вы обнаружите застилающие объекты, выполненные мотивной строчкой или строчкой «мозги». Применение застилающих объектов, не только участвует в формировании объема, но и имеет декоративный эффект.

Если вы хотите комбинировать дизайны в технике трапунто с дизайнами, выполненными в другой технике, то учтите, что сплошные стежковые заливки придавят средний слой и объемного эффекта может не получится. В этом случае можно порекомендовать предварительно вышить дизайн машинной вышивки на ткани и уже затем выполнить вышивку в технике трапунто.

Дизайны, состоящие из узких, до 3-5 мм, гладьевых валиков с заполнением сатин (Satin) и больших «свободных» от заполнения участками, могут быть использованы при вышивании трапунто, в качестве декоративного эффекта или оформления края детали с трапунто, выполненного в технике аппликация. Подробно о применении гладьевых валиков в технике трапунто, вы найдете в мастер-классе.

Прежде чем приступить к выполнению техники трапунто, проверьте на образце как проходит вышивка. Затем, обращая внимание на полученный результат, измените натяжение, если строчка ложится не как надо, поменяйте высоту лапки. Некоторые рекомендации по настройке:

  • Настройте высоту подъема вышивальной лапки, в соответствии с высотой «бутерброда». Лапка не должна сильно приминать слои будущего трапунто.
  • Слегка ослабьте натяжение верхней нити и увеличьте натяжение нижней. Руководствуйтесь качеством строчки. Нижняя нить не должна вылезать на лицевую сторону, а верхняя на изнаночную.
  • Шпульный колпачок машины лучше использовать с увеличенной настройкой натяжения. Если вы планируете часто вышивать в технике трапутно, то приобретите дополнительный колпачок и настройте его под вышивку трапунто.
  • Как настроить натяжение нижней нити на бытовых или промышленных вышивальных машинах, смотрите в руководстве пользователя.
  • При работе с большим количеством слоев и большой толщиной «бутерброда» снизьте скорость машины, чтобы она не пропускала стежки и нить не рвалась.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И УХОД

Если выполняя вышивку трапунто, в качестве прокладочного материала вы использовали синтепон, то такое изделие нельзя гладить, так как под воздействием тепла и пара синтепон приминается и становится плоским. Обратно синтепон не восстанавливается. Предполагая активную эксплуатацию изделия, частую стирку и глажку, выбирайте в качестве прокладочного слоя специальные материалы для квилта, а также прочные полиэстеровые нитки.

СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИКИ ТРАПУНТО

Основное отличие способов представленных в этой заметке, это метод запяливания и обрезки проколадочного материала. Для начала введем такие понятия как верхний слой, нижний слой, прокладочный слой. Верхний слой – это лицевая сторона изделия, средний – один или несколько слоев прокладочного материла, нижний – изнаночная сторона изделия. Приступаем…

Флорентийское трапунто. Игольница. Живой мастер-класс от JuLiDo. Часть 3

Создается «бутерброд» Верхний слой – Прокладочный слой (топ) – Нижний слой (бэк). Толщина прокладочного слоя определяется возможностью разместить бутерброд в пяльцах. Условно можно назвать этот способ «Трапунто с запяливанием», так как все слои сэндвича запяливаются. Если толщина изделия не позволяет запялить сэндвич, то воспользуйтесь способом, где описывается процесс запяливания с помощью стабилизатора.

Процесс вышивки выполняется без обрезки среднего слоя. Объем изделию придается за счет строчек приминающих стабилизатор и застилов, если таковые имеются в дизайне.

  • Основная ткань (верхняя, лицевая)
  • Объемный прокладочный материал (синтепон, слимтекс или другие уплотнители для квилтов)
  • Подкладочная ткань (изнаночная, бэк)
  • Вышивальные нити (верхняя и нижняя)
  • Дизайн машинной вышивки (пример)

Подготовьте машину к вышивке намотав на шпульку верхнюю нить. Сложите слои будущего трапунто следующим образом: Расположите внешний обод пялец на столе. На обод пялец поместите ткань для изнанки (бэка) лицевой стороной вниз. Сверху разместите прокладочный материал в один или два слоя (толщина прокладочного слоя определяет высоту трапунто). Поверх прокладочного материала, лицевой стороной вверх, расположите лоскут ткани для лицевой части изделия. Запяльте полученный “бутерброд”. Крепко затяните винт пялец.

Загрузите в машину дизайн для вышивания и произведите необходимые предварительные настройки. Не забудьте снизить скорость, проверьте какое значение имеет параметр «высота подъема лапки» и установите его таким образом, чтобы лапка не придавливала материал. Установите пяльца в держатель и запустите вышивание.

За счет плотного прокладочного слоя верхняя ткань натягивается и между строчками образуется объем.

Как и в первом случае, создается «бутерброд» Верхний слой — Прокладочный слой — Нижнний слой, но в данном способе прокладочный слой образуется из двух слоев подкладочного материала. Толщина прокладочного слоя определяется возможностью вашей вышивальной машины создавать стежки (не пропуская) и высотой подъема лапки. В этом способе запяливается только нижний слой (ткань изнаночной стороны изделия). Объем придается за счет обрезки одного из слоев подкладочного материала. Используется в том случае, если предполагается, что изделие будет содержать прокладочный слой. Дизайн должен содержать несколько смен цвета нити, чтобы машина в процессе останавливалась и позволяла вышивальщику обрезать средний подкладочный слой. Если дизайн одноцветный, вам придется предварительно определить в какой момент останавливать машину, чтобы обрезать средний слой. В качестве примера вы можете скачать дизайн, который использовался в этом описании и самостоятельно повторить процесс.

  • Основная ткань (верхняя, лицевая)
  • Объемный прокладочный материал (синтепон, слимтекс или другие уплотнители для квилтов)
  • Подкладочная ткань (изнаночная, бэк)
  • Вышивальные нити (верхняя и нижняя)
  • Дизайн машинной вышивки (пример)

Запяльте в пяльца ткань нижнего слоя, изнаночной стороной вверх. Нанесите на ткань клей-спрей и приклейте к ткани слой наполнителя, второй поместите поверх первого.

Поверх наполнителя, лицевой стороной вверх, поместите ткань верхнего слоя. Прихватите ее по периметру булавками к среднему слою так, чтобы булавки не попадали в поле вышивки. Вышейте первую часть дизайна. (Примечание: Вы можете выполнить вышивку водорастворимыми нитками, что обезопасит вас от смещения контура при выполнении второй части дизайна)

Откиньте верхний слой ткани и аккуратно, не задевая нижний слой прокладочного материала, чтобы не сместить вышивку, обрежьте по отшитому контуру верхний прокладочный слой.

Продолжите вышивание дизайна.

Как и во всех других способах создается «бутерброд» Верхний слой-Прокладочный слой-Нижний слой (бэк), но есть свои нюансы. Во-первых подкладочный слой должен быть один. Во-вторых он должен быть выбран из материалов имеющих гладкую поверхность (холлофайбер, спандбонд, поролон), чтобы игла не цепляла их при работе. Синтепон и другие наполнители с рыхлой структурой использовать для этого способа нельзя, потому что волокна наполнителя могут зацепиться за вышивальную лапку или иглу, что может привести к испорченной вышивке или поломке машины. В третьих процесс вышивки по сравнению со вторым способом немного другой и конечный результат будет отличатся. При использовании этого способа объем будет в ограниченном участке изделия, а между тканями для лицевой и изнаночной сторон объема не будет.

Рекомендации по толщине прокладочного слоя такие же как и в первых двух случаях: машина не должна пропускать стежки и вышивальная лапка не должна давить на «бутерброд».

Дизайн машинной вышивки может выполняться со сменой цвета нити, либо его нужно будет вышить дважды. Это даст возможность обрезать прокладочный слой по проложенному контуру, а затем пришить Верхний слой к Нижнему (соединить слои).

  • Основная ткань (верхняя, лицевая)
  • Объемный прокладочный материал (с гладкой поверхностью, холлофайбер, спандбонд, слимтекс, поролон)
  • Подкладочная ткань (изнаночная, бэк)
  • Вышивальные нити (верхняя и нижняя)
  • Дизайн машинной вышивки (пример)

Запяльте подкладочную ткань, лицевой стороной вниз. Поверх нее поместите объемный прокладочный материал. Запустите вышивку первого цвета в дизайне. Если в дизайне не заложена смена цвета, остановите вышивку после вышивания контура прямой строчкой. После остановки вышивки, выньте пяльца из машины и обрежьте излишки прокладочного слоя, близко к проложенной строчке (по вышитому контуру).

Затем, поверх обрезанного уплотнительного слоя, поместите лоскут ткани для лицевой части изделия, изнаночной стороной вниз. Ткань закрепите булавками по периметру. Следите чтобы булавки не попали в область вышивки. Не натягивайте ткань, она должна лежать свободно. Установите пяльца в держатель вышивальной машины и запустистите вышивку. Если вы используете одноцветный дизайн состоящий из строчки Ran, вышейте дизайн еще раз, не меняя его расположение в машине.

При таком способе выполнения трапунто, объем создается только в том месте, где есть наполнитель.

Как и во всех предыдущих способах создается «Бутерброд», но в отличии от них, общее количество слоев будет пять. Верхний слой-Прокладочный слой-Слой стабилизатора (терморазрушающийся или водорастворимый)-Прокладочный слой-Нижний слой (бэк). Отличие от первого и третьего способа, в том, что слоев прокладочного материала используется два, а между ними проложен слой водорастворимого или терморазрушающегося стабилизатора. Применение слоя из стабилизатора поможет легко вырезать верхний слой Прокладочного материала в нужных участках изделия, что упростит и ускорит работу. Рекомендации по выбору материала для Прокладочного слоя также имеют отличия от ранее описанных способов. Выполняя трапунто этим способом, для верхнего Прокладочного слоя, используйте наполнители с гладкой поверхностью (холлофайбер, спандбонд, слимтекс или тонкий поролон, толщина которого не выше 2,5 мм). Если материала с гладкой поверхностью не нашлось, то для нижнего из Прокладочных слоев можно применить наполнители с более рыхлой структурой. Потому что дополнительный слой из водорастворимого или терморазрушающегося стабилизатора, закроет рыхлую структуру и можно будет вырезать нужные участки в трапутно. Учитывайте общую высоту всех слоев «бутерброда», он должен помещаться под лапкой вышивальной машины, а при вышивке не пропускать стежки.

Рекомендации по выбору дизайна: Дизайн может содержать смену нити, либо его можно вышить дважды, также в дизайне могут присутствовать объекты с застилом.

  • Основная ткань (верхняя, лицевая)
  • Объемный прокладочный материал (синтепон, слимтекс или другие уплотнители для квилтов) — 2 слоя
  • Терморазрушимый или водрастворимый стабилизатор-пленка
  • Подкладочная ткань (изнаночная, бэк)
  • Вышивальные нити (верхняя и нижняя)
  • Дизайн машинной вышивки (пример)

Запяльте ткань для Нижнего слоя, изнаночной стороной вверх. Нанесите на запяленный материал слой клея-спрея. Приклейте на него нижний Прокладочный слой (наполнитель). Поверх первого слоя наполнителя поместите кусок стабилизатора, а на него еще один слой Прокладочного материала, обязательно с гладкой верхней поверхностью. Вышейте дизайн. Вырежьте некоторые участки дизайна, в тех местах вышивки, где требуется меньший объем.

Поместите поверх Прокладочного слоя ткань для Верхнего слоя и закрепите её булавками. Порядок выполнения вышивки в дальнейшем не отличается от третьего способа. Закончите вышивку дизайна. За счет того, что некоторые участки в верхнем из прокладочных слоев были вырезаны, объем в готовом изделии, получится более рельефный и разноуровневый.

Трапунто

Трапунто — это искусство рукоделия, в котором придается дополнительный объем элементам изображения. Трапунто – это объемная вышивка, которая достигается при помощи набивки. Из истории известно, что зародилось искусство в Италии. В дословном переводе с итальянского означает «вышивка», по латыни — укол иголкой. Первые изделия по технике трапунто относятся к четырнадцатому веку и повествуют о легендах о Тристане. В последствии техника стала распространяться и по всей Европе, а с 16 века появилось в Америке (выполнялась только в белом цвете – отсюда и пошли традиционные американские белые покрывала).

Основные элементы для изготовления изделий по технике трапунто

Вязанное полотно,
Ткань с лоском (стрейч-атлас, креп-сатин),
Синтепон,
Отрезной стабилизатор

Данную вышивку используют для украшения одежды, сумочек, подушек и других вещей. Трапунто можно изготовить вручную и на машинке.

Трапунто от Юли Несерчай

Теневое трапунто (ручное) – в нем сочетается рельефность и различные цветовые сочетания ткани и ниток, которые делаются с использованием стежки. Для выполнения вышивки выбирают нитки цветов, противоположных к цвету простегиваемой ткани. Располагая стежки по выбранному изображению рядом друг с другом, (можно использовать нитки определенной гаммы) создается определенный художественный эффект.

Вышивка трапунто при помощи швейной машинки – для машинного способа лучше брать водорастворимый материал. Для стежки раскладываем лоскут основы, слой набивки и слой растворимого флизелина. Далее прошиваем на машинке выбранный узор, ненужная набивка удаляется, образовавшаяся рельефность покрывается легкой верхней тканью (можно использовать полупрозрачную ткань, например органзу) и повторно прошивается. На завершающем этапе изделие следует прополоскать в теплой воде, чтобы удалить флизелин.

Технология изготовления изделий по технике трапунто

  • Выбор набивки (при выборе набивки следует учитывать, чтобы она обязательно была мягкой (можно взять набивку для игрушек, синтепон).
  • Разметка узора (самым первым этапом является разметка узора, он должен быть обязательно с «замкнутыми» элементами).
  • Закрепление марли (на изнаночную сторону ткани кладем марлю (или коленкор), прошиваем слои друг с другом).
  • Прошивание узора (прошиваем линии узора небольшими плотными стежками, цвет нити должен совпадать с цветом ткани, все узелки должны находится на изнаночной стороне, далее они будут скрыты остальными слоями изделия).

Изучаем тонкости техники «обратная аппликация» и «трапунто»

Шьем небольшое панно в технике трапунто+обратная аппликация+аппликация. Трапунто — это дополнительный объем под замкнутым орнаментом. Это создает эффект объема, и рельефность работы увеличивается. Трапунто особенно выразительно выглядит при боковом освещении. Если фрагменты из трапунто добавить в одежду — безусловно это будет акцент. Нам понадобятся следующие материалы:

  • роликовый нож;
  • водорастворимый маркер;
  • ткань для пэчворка;
  • наполнитель.

1. Сгибаем лист пополам и рисуем орнамент, обводим линии маркером черным (который пишет на любых поверхностях), переворачиваем лист, копирем на вторую сторону с помощью лайтбокса, или на просвет окна.

2. Переносим созданный мотив, первый орнамент на бумагу для заморозки, или обычную бумагу крепим булавками. Прикрепляем бумагу для заморозки к лицевой стороне ткани.

3. Используя мат для аппликаций, с изнаночной стороны, приклеиваем двустороннюю паутинку.

4. Вырезаем как на фото, тот орнамент что справа оставляем для очередного проекта, нас интересует орнамент слева.

5. Ножницы должны быть острыми, чтобы волокна ткани не распушались после обрезки, прямые линии подрезаем роликовым ножом. Точность должны быть идеальная.

6. Определяем центральную точку орнамента, это константа.

Трапунто. История и особенности вышивки.

7. Попутно, так как нам делать нечего, прикладываем батист, вдруг сделаем шадоу-трапунто.

Что такое ложное трапунто? Мы его сейчас сошьем!

Получается в этом случае не сделаем, так как золото съедается, а нам хочется посмотреть на соотношение белого и золотого.

Урок PE-Design: Создание файла вышивки в технике Трапунто(Trapunto)

8. Орнамент утюгом прикрепляем к основном белой ткани, вокруг делаем декоративную строчку, используем отрывной стабилизатор, тогда строчка будет безукоризненна и не вымотает вам нервы. Отрываем стабилизатор.

9. Создаем аппликацию по такому же принципу второго внутреннего орнамента, оттенок золота берем понасыщенней. Орнамент слева откладываем для проекта который будет когда-нибудь, нас интересует, центральный орнамент на фото с пустотой внутри.

10. Отрываем от него бумагу для заморозки.

11. Прикладываем остальные фрагменты и прикрепляем утюгом.

12. Пришиваем аппликационным швом.

Смотрим видео, как пришить аппликацию на машине.

13. Так орнамент мы создаем попутно, для уравновесить композицию делаем листочку, чтобы не пролететь по размеру, я использовала лайтбокс.

Листочки зеркально повторяем,

Повторяем и принцип аппликации.

МК. Вышиваем принт с гвоздиками. Часть 9. Ваза: трапунто, покрытие гелем.

Листочки обшиваем также аппликационным швом.

14. Готовим наполнитель для трапунто, я ставила ближе к лицевой ткани пышный, и слой прессованного (или иглопробивного) синтепона ближе к изнанке.
Используем мононить (леску) прямые линии на обычном ходу машины, обрамляем декоративную строчку.

15. Плавные линии проезжаем на свободном ходу, используем мононить.

Изнанка должна получиться так:

16. Смотрим видео крупный план «Золотого Морриса» № 15.

Получается орнамент, точнее пустота орнамента формирует изображение трапунто, светлое засчет наполнителя поднимется и создаст рельеф и переставит акценты в работе.

17. Обрезаем трапунто как на видео. По ходу поворотов ножницы поворачиваем, рука снизу ткани контролирует, чтобы металл ножниц не прорезал ткань, башка контролирует в этот момент все остальные аспекты.

18. После обрезки трапунто ставим дополнительно слой синтепона и изнаночную ткань. Под декоративной строчкой тоже трапунто, всё что плоско вырезаем. Заметьте что орнамент имеет замкнутые линии.

Стежка трапунто трех слоев+обрезанный слой, смотрим видео, стежку в обычном формате я делаю на Bernina 1404 QE, кого бесит звук — можете выключить. Я всё равно методично молчу.

Микростежку мне удобней выполнять на Pfaff Quilt exspession 4.0, смотрим видео:

19. Стремимся в общем сделать фактуру которая вас устроит.

20. Бордюр простегала чередуя мелкую и крупную стежку, золотыми вышивальными нитками, чтобы посмотреть, как в таком случае изменятся акценты и уйдет категоричность.

Окантовываем и сзади пришиваем кулиску.
Вот готовый результат.
В этой технике можно сделать невыносимо прекрасные панно или одеяло и так далее.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Трапунто что это такое