Что нужно для точечной росписи

Точечная роспись – что это такое, история возникновения, правила, что нужно использовать для росписи?

Одной из необычных и древних художественных техник является точечная роспись. С ее помощью даже начинающие рукодельницы могут создавать шедевры на самых разных поверхностях от стекла и керамики до дерева и металла. Для работы понадобятся специальные краски и инструменты, воображение и хорошо освещенное рабочее место.

Что такое точечная роспись?

По-английски технология называется point-to-point, что дословно и переводится «точка к точке». Особенностью этого направления является то, что художники не используют мазки и штрихи. Изображение наносится с помощью плоских или объемных цветных точек, расположенных близко друг к другу и образующих линии и геометрические фигуры. Создается очень необычный визуальный эффект, схожий с бисероплетением, использованием страз и вышивкой.

Наносить точечную роспись можно на любую гладкую, ровную и обезжиренную поверхность. Начинающие мастера тренируются при созданию монохромных контуров, тогда как с опытом можно создавать более сложные многоцветные узоры. Чаще техника используется для украшения повседневной и праздничной посуды, предметов интерьера, зеркал и даже создания картин.

Точечная роспись – история

Рисовать точками люди стали несколько тысячелетий назад, и сейчас точечная роспись тарелок является востребованной художественной техникой:

  1. Ученые нашли древнейшие точечные изображения в нескольких странах: Китае, Индии, Индонезии, Таиланде, древней Персии.
  2. Однако самыми старыми считаются рисунки, найденные археологами на австралийском материке. Точечные орнаменты местных аборигенов по разным оценкам имеют возраст 38-40 тыс. лет.
  3. От древних людей техника перешла в традиционные для многих регионов мира ремесла, многие такие изделия сохранились и до наших дней.
  4. На Руси технику называли «капелькой» из-за того, что краситель капался на поверхность соломинкой.
  5. Некоторые европейские художники стали создавать картины в технике поинт-ту-поинт. Так родилось новое направление в живописи – пуантилизм. Самые известные работы принадлежат Жорж-Пьеру Сера, Полю Синьяк и Люсьену Писарро. В этой технике в определенный период писал свои картины и знаменитый Камиль Писарро.

Правила точечной росписи

Чтобы любая точечная роспись контурами эффектно смотрелась на поверхности, как на работах именитых мастеров, важно соблюдать несколько правил:

  1. Выбранная для нанесения поверхность должна быть гладкой, чистой и ровной.
  2. Изделие обязательно нужно обезжирить, чтобы предотвратить растекание красителя.
  3. Точечная роспись бутылок, как и других предметов, может наноситься самыми разными красителями и инструментами. Некоторые подходят для большинства материалов, тогда как другие являются узкоспециализированными.
  4. Для создания красивых узоров можно пользоваться трафаретами либо самостоятельно рисовать эскизы.
  5. Начинать работу принято с середины узора.
  6. В некоторых техниках используются только основные цвета – красный, желтый и синий. Человеческий глаз оптически смешивает, находящиеся рядом, точки, поэтому визуально картина имеет множество оттенков.

Что нужно для точечной росписи?

Рисовать точками могут как взрослые, так и дети. Точечная роспись для начинающих предполагает подготовку нужных материалов и инструментов:

  • хорошо освещенное и удобное рабочее место;
  • саму поверхность для нанесения узора;
  • составы для грунтования;
  • лаки;
  • специализированные краски или их заменители;
  • инструменты для нанесения красок;
  • растворители, например, уайт-спирит;
  • салфетки для промакивания;
  • трафареты или нарисованные самостоятельно эскизы.

Материалы для точечной росписи

При правильной подготовке точечная роспись может наноситься на любую ровную поверхность:

Разница будет в технологии подготовки поверхности перед работой:

  1. Гладкие материалы, такие как стекло, кафельная плитка и покрытая глазурью керамика, обязательно сначала обезжириваются, а затем покрываются специальным праймером для гладких поверхностей. Он улучшает сцепление краски и не позволяет ей откалываться при малейшем повреждении.
  2. Металлические изделия покрываются специальными цветными грунтами с антикоррозийной составляющей.
  3. На пористые поверхности, такие как дерево, картон, керамику без глазури, листы МДФ И ДВП наносятся специальные грунты на основе акриловой дисперсии, которые выравнивают поверхность и снижают расход краски при работе.
  4. Точечная роспись по ткани тоже требует предварительной подготовки. Материал нужно постирать и отгладить. Грунтовать можно специальными промышленными составами для ткани или слабым раствором желатина.

Инструменты для точечной росписи

Основными инструментами, которые всегда должны быть под рукой у мастера, являются:

  1. Тонкий карандаш или специальный исчезающий маркер для разметки пространства и нанесения основных элементов контура.
  2. Дотсы для точечной росписи – это специальные металлические или пластиковые палочки, наконечниками которой являются металлические шарики разного диаметра. Его обмакивают в краску и ставят ровную точку на поверхности. Мастера точечной росписи стараются обходиться без такого инструмента, нанося узор специальным тюбиком с краской – контуром.
  3. Влажные салфетки и губки для промакивания инструментов, удаления неудачного элемента.

Краски для точечной росписи

Профессиональная точечная роспись вазы или других предметов наносится специальными красками – контурами. Это акриловый состав определенной густоты, который находится в тюбике с длинным заостренным носиком. Рисуют мастера непосредственно им. Большинство составов делятся на:

  1. Акриловые краски-контуры для стекла и керамики. Однако мастера используют их для рисования на любой твердой поверхности.
  2. Эмалевые красящие составы для металлических предметов.
  3. Тканевый акрил. Он более жидкий и менее устойчив к истиранию.

Качественные контуры от известных импортных производителей стоят относительно дорого, поэтому начинающие мастера могут заменить их на:

  1. Обычные акриловые краски, которые доводятся до нужной консистенции. Некоторые умелицы помещают их в старые тюбики от контуров или пластиковые конусы с отверстием нужного диаметра.
  2. Детям для обучения азам точечной росписи в художественных школах сначала выдаются обычные маркеры или фломастеры. С их помощью можно научиться силе нажима и методике построения точечного рисунка.
  3. Жемчужные краски в тюбиках или так называемые 3D-гели, позволяющие ставить объемные точки.

Трафареты для точечной росписи

Не каждый мастер способен импровизировать в процессе работы, создавая рисунок, отталкиваясь от формы изделия. Если трудно самостоятельно определиться с узором, то можно воспользоваться специальными трафаретами:

  1. Для непрозрачных изделий их изготавливают самостоятельно из канцелярского пластика, вырезая нужный контур. В художественных магазинах можно приобрести такой трафарет за вполне скромную цену.
  2. Точечная роспись по стеклу может проводиться по любому орнаменту, закрепленному с задней стороны изделия.

Как научиться точечной росписи?

Если сначала роспись точками выглядит трудным занятием, то в процессе первой работы становятся понятны все нюансы:

  1. Начинать всегда нужно с обезжиривания и грунтования поверхности, подготовки всех нужных материалов.
  2. После того, как грунт полностью просох, точечная роспись кружки или другого предмета начинается с пробы краски на черновой поверхности. Для этого выбранным инструментом или самим контуром нужно попробовать ставить точки одинакового диаметра так, чтобы краска не расплывалась.
  3. После некоторой тренировки на поверхность наносится контур будущего изображения или закрепляется трафарет.
  4. Краски нужно наносить аккуратно, периодически давая подсохнуть участку, переворачивая рисунок и работая на другой его стороне.
  5. Если узор начинает смазываться, то дефект устраняется салфеткой или ватной палочкой, смоченной в растворителе.
  6. После нанесения узора краскам нужно время для полного высыхания. Завершается все нанесением лака.

Узоры для точечной росписи

Черпать вдохновение и подсматривать красивые узоры для росписи тарелок точечной техникой можно:

  • изучая схемы вышивки крестиком, вязания или мозаичного бисероплетения;
  • копируя красивые орнаменты на тканях или кружевных вязаных салфетках;
  • рассматривая этнические мотивы на изделиях народных промыслов;
  • приобретя декупажные карты.

Точечная роспись

Точечная роспись – это особый вид рисования, когда рисунок создаётся из точек. Точки собираются в фигуры и линии, и в результате всё выглядит очень интересно – как бисерное плетение или наклеенные по рисунку стразы.

Немного истории

Рисунки из точек выглядят очень красиво. И поэтому догадались рисовать точками люди сразу в нескольких местах мира. Однако историки считают, что раньше всех придумали точечные орнаменты австралийские аборигены – древнейшие образцы нашли именно в Австралии, и этим образцам около 40 000 лет! Тем не менее, точечная роспись известна и в других районах мирах – в Китае и Индии, в Индонезии и Африке, в Персии и Таиланде.

Австралийские росписи со времён открытия Зелёного континента очень заинтересовали европейских искусствоведов и художников. Поэтому точкам нашлось место и в серьёзной живописи. Точками писали свои картины Ж.-П. Сёра, П. Синьяк, Л. и К. Писарро.

Естественно, точки использовались и европейскими народами в традиционных ремёслах. Но мы их касаться не будем – ведь там это всего лишь элемент.

Точечная роспись для начинающих: я тоже так хочу!

Точечная живопись не сложнее, чем бисероплетение или вышивка. На первый взгляд кажется, что у вас никогда не получится, что это очень долгая и кропотливая работа, но это не так. Попробуйте для начала карандашом – вы увидите, что поверхность закрывается точечными орнаментами довольно быстро. Но карандаш – это ещё не точечная роспись. Здесь нужны другие материалы.

Точечная роспись для начинающих не слишком обременительна, ведь никаких страшно дорогих инструментов и материалов не требуется. А что нужно?

  • Любая заготовка с ровной поверхностью – например, деревянная, керамическая, стеклянная, пластиковая.
  • Довольно густая краска – для начала можно взять любую акриловую, но если хотите, можно купить и специальные краски для точечной росписи, под названием «контур».
  • Заострённая палочка, твёрдый карандаш, старый непишущий фломастер для нанесения краски.
  • Бутылочка ацетона или любой спиртосодержащей жидкости для обезжиривания поверхности (хоть тот же одеколон или дешёвая жидкость для снятия лака).
  • И, конечно, подготовленное рабочее место – удобное, с хорошим светом.

Техника точечной росписи или «с чего начать?»

Техника точечной росписи одинакова для всех стилей. А стилей росписи также существует немало. Мы начнёт, пожалуй, с того, что может быть ближе большинству из наших рукодельниц: с мозаичных точек.

«Полезные советы в точечной росписи» Часть 1.Анна Соколова.

Что такое мозаичные точки? Это рисунок, проще говоря, выполненный по клеточкам. Только вместо клеточки точка. Припоминаете, где видели такое? Да-да – это схемы для вышивки крестиком и для жаккардовых узоров .

Другой способ – это радиальные орнаменты, то есть, такие, в которых рисунок идёт от центра или нескольких центров, располагаясь лучами вокруг. Кстати, для этого можно использовать даже схему салфетки крючком или для плетения кружева .

И есть ещё свободный способ, когда вы просто рисуете точками всевозможные фигуры. Это уже на ваше усмотрение – использовать ли какой либо шаблон или творить по наитию.

Но вернёмся к нашим пробам. Для начала мы выберем несложный рисунок, в котором задействован всего один цвет – и одна краска. Кроме краски нам понадобятся:

  • ватные палочки и диски;
  • ацетон или жидкость для снятия лака;
  • штопальная игла (карандаш, фломастер);
  • бумага для трафарета;
  • бумага для проб;
  • обойный нож или лезвие;
  • малярный скотч или скрепки;
  • листок акварельной бумаги или картона (для робких);
  • стеклянная баночка (для решительных).

Первый мастер-класс проведём на листке акварельной бумаги – так проще, а если не получится, то и выбросить не жалко. А если хотите, можно попробовать и на стеклянной баночке. Зато, если получится хорошо, будет приятно.

Обезжиривать бумагу не нужно, но если вы вдруг решили рискнуть и расписать стеклянную баночку, то ацетоном обработайте всю её поверхность, используя ватный диск.

Подготовьте схему для росписи. Можно придумать её самостоятельно, а можно найти что-то простое и милое в своих запасниках. Из схемы нужно сделать трафарет для росписи. Для этого нужно перевести картинку на плотную бумагу, а потом вырезать лезвием или обойным ножом по контуру.

Возьмите листок плотной бумаги, и потренируйтесь оставлять точечки с помощью иглы или карандаша. Точки должны быть аккуратными и одинаковыми. Если вы сразу используете краску-контур, никаких дополнительных приспособлений не нужно, их роль играет носик тюбика в виде конуса. Чтобы точки были круглыми, нужно ставить инструмент вертикально, как можно ближе к идеальной вертикали, либо с малым наклоном. Чем больше наклон, тем выше вероятность, что точки будут овальными или смажутся в запятую.

Чтобы точки получались одинаковыми, периодически нужно очищать инструмент. Более того, при использовании краски-контура нужно ещё и давить на тюбик с одинаковым усилием. Но попробуйте – вы увидите, что здесь нужен только навык, ничего более.

Итак, закрепите шаблон на расписываемой поверхности с помощью малярного скотча (если у вас баночка) или канцелярских скрепок (если лист картона). Аккуратно по контуру каждого элемента рисунка наносите точки, стараясь, чтобы они располагались равномерно. Начинаем с крупных элементов, заканчиваем мелкими.

Если рисунок предполагает, точки могут быть и разной величины. Например, контуры крупного листка можно выполнить большими точками, а внутри листок заполнить орнаментом из меленьких точек. Равномерность и круглый размер – вот, что важно.

Помните, что краска смазывается. Периодически давайте краске просохнуть. Можно поступить и хитро – развернуть орнамент. Пока одна часть подсыхает, трудитесь над другой. Если насмелитесь, можете даже взять не одну, а две или три краски. Только вначале не забывайте проверить её на ненужном листочке, и используйте после того, как первая подсохнет.

Нечаянно смазавшиеся точки, если их не очень много, и они не превратились в мешанину, можно подправлять с помощью ватной палочки.

Когда работа будет завершена, дайте ей часов 12 на просушку. Вот и всё. Ваша первая работа в технике точечной росписи готова!

Видеоуроки по росписи точками

Основы для начинающих: краски для росписи, обезжиривание различных поверхностей, техника нанесения точек

Точечная роспись тарелки

Точечная роспись кружки

Точечная роспись обложки паспорта

Материалы используемые при точечной росписи. Фото и описание

Грунт

Как театр начинается с вешалки, так и любая декоративно-отделочная работа начинается с подготовки поверхности основы. Правильно и качественно выполненные подготовительные работы — залог долговечности и хорошего качества изделия. При подготовке поверхности очень важно верно выбрать грунтовочный состав (грунт) и грамотно его нанести.

Грунтование — это процесс нанесения на поверхность изделия предварительного покрытия — грунта. Это делается для выравнивания поверхности и улучшения адгезии (прилипания) основного декоративного покрытия к основе. Грунты производятся на минеральной, акриловой, алкидной и других основах. В зависимости от назначения, грунты выпускаются в виде жидкостей, пастообразных масс и спреев. Наносить грунт на поверхность можно кистью, спонжем или разбрызгивая из баллончика.

Практически любая поверхность перед окрашиванием нуждается в грунтовании. И здесь можно выделить две большие категории:

• пористые, впитывающие краску поверхности: дерево, папье-маше, изделия из МДФ, ДВП, картона, неглазурованной керамики;

• гладкие поверхности: стекло, металл, глазурованная керамика, кафель.

Грунт для пористых поверхностей

Грунтование изделий из пористых материалов необходимо для выравнивания поверхности.

Грунты для металла и заполнения пор, что значительно уменьшает расход краски при дальнейшей подготовке к работе. Для этой цели прекрасно подходят грунты на основе акриловой дисперсии, которые можно приобрести в художественных магазинах. За неимением таких грунтов можно применять и обычную акриловую краску, клей ПВА, а также смесь акриловой краски с клеем ПВА. Помните, что при использовании клея ПВА в качестве грунта, окрашивать изделие можно только после полного его высыхания, иначе краска растрескается.

Грунт для гладких поверхностей

Стекло, глазурованная керамика, кафель. Акриловые краски на таких поверхностях держатся плохо – при малейшем повреждении красочного покрытия оно может полностью отслоиться. Поэтому для подготовки к окрашиванию поверхность необходимо обезжирить спиртом «до скрипа» и покрыть праймером — специальным адгезионным грунтом для стекла.

Металл. Для грунтования металлической поверхности лучше всего использовать аэрозольные цветные грунты, которые можно приобрести в хозяйственных магазинах. Новые изделия достаточно просто обезжирить и покрыть 1-2 слоями такого грунта. Для подготовки к работе старых и бывших в употреблении предметов, которые часто имеют следы коррозии, необходимо применять антикоррозионный грунт — он наносится непосредственно на ржавчину. Грунты по металлу бывают различных цветов и могут использоваться как в качестве подготовительного слоя перед окрашиванием, так и в качестве самостоятельного покрытия.

Краски

Для окрашивания загрунтованной поверхности лучше всего применять акриловые художественные краски. Они наиболее экономичны и удобны в нанесении, экологически безопасны, не содержат органических растворителей, поэтому практически не имеют запаха, не токсичны. Также акриловые краски имеют хорошую укрывистость, быстро высыхают на воздухе (в течение 30-40 минут), образуя на поверхности эластичное долговечное водонепроницаемое покрытие, которое сохраняет цвет и выдерживает интенсивное ультрафиолетовое облучение. Цветовой диапазон этих красок невероятно велик. Краски разных цветов великолепно смешиваются между собой, что дает возможность получить любой необходимый оттенок. Также существуют акриловые краски-«металлики» — имитирующие золото, серебро и другие металлы. Перед применением акриловые краски следует перемешать и при необходимости разбавить водой. Все работы производятся при температуре не ниже +10 °С. Наносятся кроющие художественные акриловые краски плоской кистью, губкой, спонжем. Все инструменты, тара, пятна отмываются водой до высыхания краски.

Лаки

Перед росписью, окрашенную поверхность предмета необходимо покрыть лаком. Это делается для того, чтобы:

• во-первых, сделать фон под роспись красивым, ярким и блестящим;

• во-вторых, улучшить «прилипание» росписи к поверхности.

Так как рисовать мы будем контурами, предназначенными для стекла и керамики, а объектами украшения могут стать и предметы из других материалов, наша задача «обмануть» контуры, заставив их хорошо держаться на любой поверхности. Лаковое покрытие хорошо подходит для этой цели.

Однако не всякий лак по тем или иным причинам годится для нашей работы. Не всегда есть возможность лакировать изделие на открытом воздухе. Чаще всего подготовка поверхности к росписи производится в домашних условиях, поэтому лучше выбрать лаки не сильно пахучие и безопасные для людей, животных и растений. При этом они должны быстро сохнуть, образуя на поверхности долговечное покрытие, устойчивое к истиранию, воздействию воды и моющих средств, эластичное, не меняющее цвет основы и с высокой износоустойчивостью.

Из всего многообразия существующих на рынке лаков, пожалуй, самыми подходящими являются два: паркетный однокомпонентный акрилово-уретановый водоразбавляемый быстросохнущий бесцветный лак для внутренних работ («Поли-Р», Германия) и водоразбавляемый нежелтеющий акрилатный лак для внутренних работ («Тиккурила Кива», Финляндия).

Лаки используйте матовые или глянцевые, в зависимости от эффекта, который хотите получить. Для хорошего лакового покрытия требуется 2-3 слоя. Каждый слой нужно тщательно просушивать, перед тем как нанести следующий.

Контуры

«Контур» (другие названия — «рельеф», «контурная краска») — это акриловая краска, которая применяется при живописи на стекле, имитирующей настоящий витраж. Сделанные контуром линии создают барьер, не дающий краскам растекаться по поверхности и смешиваться между собой.

Выпускаются контуры в небольших тубах с носиком-дозатором. От диаметра выходного отверстия дозатора зависит толщина наносимой линии и величина получаемых точек. В художественных магазинах представлен большой ассортимент контуров разных фирм-производителей, отличающиеся друг от друга по цветам, консистенции, скорости высыхания и т. д.

Цвета контурной краски

Но не все контурные краски, прекрасно подходящие для витражной росписи, годятся для рисования точками. Особое значение здесь имеют такие свойства, как консистенция и способность тянуться при нанесении. И если для витражной росписи тянущиеся контуры — большой плюс, то для точечной — наоборот, минус. Попробуем разобраться в обилии контурных красок имеющихся в продаже.

«Maimeri», Италия

«ЮЕА Vetro» — так называется серия витражных красок от итальянской фирмой «Maimeri». Контуры этой серии выпускаются в тубах объемом 20 мл. Несмотря на то что внешне носики-дозаторы кажутся толстоватыми, эти контуры имеют самое узкое выходное отверстие, благодаря которому можно получить точки минимального диаметра. Кончик носика-дозатора чуть скошен, буквально на доли миллиметра. Это дает возможность, переворачивая тубу одной стороной, ставить точки плоские и широкие, а другой — маленькие и заостренные. Если попадаются хорошие наконечники, их можно сохранить и переставить на новые тубы взамен плохих (иногда выходное отверстие имеет овальную форму, что не дает возможность ставить ровные точки).

Контуры серии «IDEA Vetro»

Кончик носика-дозатора контура серии «ЮЕА Vetro»

Порой на самом кончике носика-дозатора присутствует пластиковый «волосок» — маленькая техническая недоработка, который приходится удалять самостоятельно.

Достаточно густая консистенция этих контуров прекрасно подходит для росписи «Point-to-point», — точки не растекаются, хорошо держат форму, не сливаются при соприкосновении. Высыхает краска достаточно быстро. В зависимости от величины точек, время до безопасного соприкосновения с расписанной поверхностью колеблется от 10 минут до часа. Полное высыхание наступает через сутки. Контуры не требуют запекания (обжига).

Декупаж и точечная роспись: что нужно для начала

Цветовая палитра достаточно широкая, но все контуры хроматических цветов — «металлики»: серебро 003, белая платина 017, золото светлое 137, золото 138, золото темное 151, медь 200, ржавчина 265, бронза 475, сталь 515. Ахроматические цвета: серый 518, черный 530 и бесцветный 001. Для росписи подходят все контуры, кроме бесцветного.

«Реbео», Франция

Контуры фирмы «Реbео» также выпускаются в тубах объемом 20 мл. Бывают цветные прозрачные и непрозрачные. Для наших целей больше всего подходят непрозрачные контуры, потому что точечная роспись выполняется на окрашенных цветных или черных фонах, прозрачные же контуры при высыхании становятся просто невидимыми. Так как все контуры изначально предназначены для росписи в витражной технике и должны сочетаться по своим свойствам с витражными красками (которые, в свою очередь, делятся на запекаемые и не запекаемые), фирмой «Реbео» выпускаются несколько разных серий непрозрачных контуров. Одна из них — для использования вместе с витражными красками на основе растворителя и не требующих запекания; две другие — «Vitrea 160» и «Porcelaine 150» для работы с красками на водной основе, которые нужно запекать.

• Не запекаемые контуры серии «Сегпе relief». Цвета — золото, королевское золото, позолота, медь и свинец. Все эти контуры — «металлики», цвета хорошие, насыщенные, при высыхании обладают ярким блеском. Несмотря на то что контуры этой серии не предназначены для запекания, они вполне выдерживают нагревание в духовке до 120-130 °С в течение 30 минут.

• Запекаемые контуры серии «Vitrеа 160». Цвета — сталь, белый перламутр. Эти контуры выдерживают обжиг при температуре до 160 °С, но прекрасно могут быть использованы в точечной росписи и без запекания.

• Запекаемые контуры серии. Цвета этой серии полностью совпадают с линейкой цветов серии, но требуют запекания. После температурной обработки предметы, расписанные этими контурами, могут использоваться не только в декоративных, но и в утилитарных целях.

Контуры серии «Сеrnе relief»

Контуры серии «Vitrea 160»

Кончик носика-дозатора контуров фирмы «Реbео»

Независимо от серии, все контуры этого производителя имеют тонкие длинные носики-дозаторы, удобные для росписи. Выходное отверстие округлое и достаточно узкое, что дает возможность ставить ровные точки любого размера. Консистенция краски сравнительно густая, однородная. Точки хорошо держат форму, не сливаются и не растекаются. Высыхают контуры быстро: 10-20 минут достаточно для того, чтобы можно было прикасаться к расписанному ими предмету. Полное высыхание наступает через сутки.

«Ferrario», Италия

Этой фирмой выпускаются две серии разных по цвету контуров. В серию «Piombo lmitazione» входят контуры цвета «металлик» и ахроматических цветов (кроме белого). Серия «Craft rilievo» — это контуры белого и ахроматических цветов. Все они выпускаются в тубах объемом 20 мл. Носики-дозаторы идентичны контурам серии «ЮЕА Vetro» («Maimeri») и обладают теми же плюсами и минусами. Консистенция контурной краски густая, однородная. Точки не сливаются, хорошо держат форму. Время подсыхания несколько больше, чем у других контуров: от 30 минут до часа — в зависимости от размера точек. Время полного высыхания — сутки. Контуры не нуждаются в обжиге.

Контуры серии «Piombo lmitazione».

Цвета — серый № 1, черный № 2, железно-серый № 3, стальной серый № 4, серебро № 5, золото № 6, медь № 7, бронза № 8, дукатное золото № 9, платина № 10. Все эти контуры — «металлики», при высыхании приобретают красивый блеск и насыщенный цвет.

Контуры серии «Craft rilievo». Пожалуй, эта серия — единственная среди всего многообразия контурных красок, в которой есть большое количество цветных непрозрачных контуров.

Контуры серии «Plombo lmitazione»

Контуры серии «Craft rilievo»

Цвета — белый № 01, желтый № 02, ярко-красный № 03, синий № 04, зеленый № 05, золотисто-желтый № 06, восточный красный № 07, пурпурный № 08, темно-синий № 09, морской волны № 10. Кроме выше перечисленных, существует еще несколько серий контуров разных фирм-производителей, которые тоже пригодны для использования в точечной росписи. Но они или реже встречаются в продаже, или имеют свойства, не вполне подходящие для этой росписи.

«Невская Палитра», Россия

Серия витражных красок «Декола». Контуры этой серии имеют хорошую консистенцию, не текут, но сильно тянутся. Точки получаются ровные, но могут немного расплываться, и при достаточно высокой скорости росписи кончик предыдущей точки «ложится» на следующую. Не очень богатая цветовая гамма.

«Таир», Россия

Консистенция этих контуров несколько жидковата, они текут, часто пузырятся, поэтому использовать их для росписи достаточно трудно. Отдельные точки можно получить любого размера, они гладкие, ровные, но если точки поставлены близко и соприкасаются, то непременно сольются в одну «лужицу». Среди контуров этой фирмы встречаются очень удачные цвета, которых нет у других производителей, поэтому я использую контуры «Таир» как яркие цветные акценты-дополнения в сочетании с контурами других производителей. Хорошие цвета — синий, фиолетовый, фиолетовый перламутровый, желтый, белый.

Дотсы. Инструменты для точечной росписи. Обзор и пробный рисунок дотсами.

«Гамма», Россия

Эти контуры продаются как поштучно, так и в наборах. Консистенция жидкая. Носик-дозатор достаточно короткий, толстый, диаметр выходного отверстия большой. Точки получаются крупные, неровные. Но это одни из самых распространенных в продаже и доступных по цене контуров.

Краска для создания «жемчужин»

Это декоративное средство представляет собой акриловую краску в пластиковой тубе с носиком-дозатором. Консистенция чуть менее густая, чем у контуров по стеклу. Носики-дозаторы короткие с широким выходным отверстием. Цветовая гамма очень разнообразная. Нанесенная на поверхность в виде крупных капель, краска имитирует «жемчужины» — капли не «оседают» при высыхании, сохраняют объем и форму полусферы. Но если точки нанести близко друг к другу, капли стремятся слиться. Поэтому ставить отдельные капли-«жемчужины» лучше на некотором расстоянии.

Краска для создания «жемчужин»

Пример элементов, нарисованных краской для создания «жемчужин»

Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!

Точечная роспись для начинающих

Техника рисования Point-to-point – это очень захватывающий и в то же время несложный процесс, который увлечет и искушенного профессионала, и окажется по силам тем, кто только учится рисовать.

Содержание

История техники

Точечная роспись существует десятки веков, об этом свидетельствуют археологические находки: керамика, статуэтки языческих богов, украшения. Сначала этот метод применялся в чеканке, но потом трансформировался в капельную технику нанесения рисунков. Художник набирал краску в соломинку и терпеливо, капля за каплей, создавал уникальный узор. Точечная роспись была особенно популярна на Востоке, в частности, в Персии и Индии. Ее можно увидеть и на барельефах, и скульптурах, и на плоских поверхностях посуды, стен, бытовых предметах, тканях.

За пределами Азии точечная роспись также встречается у аборигенов Австралии и Океании. Этнографы отмечают, что с помощью разноцветных точечных орнаментов они изображали историю племени, значимые сражения и другие события, некоторые астрономические данные.

Сейчас точечная роспись прочно завладела сердцами творческих людей, ведь с ее помощью можно превратить любой бытовой предмет – посуду, обложки для документов, обувь, вазы, одежду, – в уникальное произведение искусства.

Что такое точечная роспись?

Суть техники в том, что в качестве основного элемента выступает точка. Из последовательности разноцветных или однотонных точек состоят линии и пятна, образующие орнамент или контур любой фигуры по желанию художника. Готовый рисунок смотрится легким, воздушным, иной раз кажется, что он подвижен, ведь точки плавно перетекают из одной линии в другую. Используя разные оттенки даже в пределах одного цвета, можно добиться весьма интересных художественных эффектов.

Во время работы

Точечная роспись – очень кропотливое занятие, требующее усидчивости и терпения, ведь рисунок наносится буквально точка за точкой. С другой стороны, это очень увлекательный процесс, вы не заметите, как пролетит время и получится объемный яркий рисунок, приятный на ощупь, который:

  • подходит для детей и взрослых;
  • не требует специальных знаний и подготовки;
  • великолепно расслабляет и снимает стресс;
  • преображает привычные вещи в произведения искусства.

Освоив точечную роспись, вы откроете для себя восхитительный мир волшебных орнаментов и рисунков, которые радуют глаз и возвращают душевную гармонию. Недаром этой росписью в древности покрывали храмы и сакральные предметы.

Материалы для точечной росписи

Для точечной росписи подходят специальные акриловые краски-контуры. Они выпускаются в тюбиках с тонкими наконечниками. Имеют вязкую густую консистенцию, поэтому с их помощью легко проводить тонкие линии и ставить аккуратные круглые объемные точки.

  • Контуры для стекла и керамики универсальны, отлично ложатся на любую твердую поверхность – камень, дерево, кожу, жесть, металл, пластик и т. д.
  • Контуры для ткани подходят только для ткани, так как они более жидкие для лучшего сцепления с нитями.

Если вы хотите закрасить фон, то подойдет любая акриловая краска. Акрил «дружит» с большинством поверхностей, быстро высыхает, не теряя при этом насыщенности и глубины цвета, не смывается после термообработки. Перед началом работы нужно осторожно срезать кончик с наконечника-дозатора. Не переборщите: из тонкого носика вы всегда сможете выдавить точку пожирнее, а вот из широкого маленькие точки уже вряд ли получатся.

Техника точечной росписи для начинающих

Перед началом работы убедитесь, что вы подготовили все необходимое:

  • основу для росписи – это может быть посуда, шкатулка и прочее, начать лучше на ровной поверхности;
  • любой спирт для обезжиривания;
  • акриловые краски-контуры;
  • эскиз узора;
  • твердый простой карандаш;
  • чистая тряпочка, бумажные и влажные салфетки, ватные палочки;
  • тонкая проволочка, канцелярский нож.

Работайте в фартуке и перчатках, стол закройте укрывной пленкой. Помещение должно хорошо проветриваться.

Готовы изучать основные приемы точечной росписи? Начинаем с самого простого – цепочки из точек. Мы советуем сначала работать только с одним цветом.

  1. Обезжирьте поверхность спиртом, она очень быстро высохнет. Если нужно, закрасьте фон обычным акрилом при помощи кисточки и дайте просохнуть.
  2. Снимите колпачок с контура, легко сожмите тюбик и попробуйте поставить первую точку. Чтобы она получилась аккуратной, держите контур строго вертикально и поднимайте его резким, отрывистым движением.
  3. Теперь поставьте рядом вторую точку, третью. Следите, чтобы расстояние между ними было одинаковым. Выведите, таким образом, линию.
  4. Некрасивые точки уберите ватной палочкой, окунув ее предварительно в спирт. Для каждой точки нужна чистая ватка. Если ее нельзя убрать, не коснувшись других, подождите 10-15 минут и подденьте канцелярским ножом.

Теперь давайте нарисуем цепочку из постепенно увеличивающихся и уменьшающихся точек. Чем сильнее вы нажимаете на тюбик, тем больше она получится, чем слабее, тем она будет меньше и тоньше.

Следующий прием – фигура. Мы советуем начать с ажурного круга. Нарисуйте круг из крупных точек одинакового диаметра. В центре поставьте такую же точку. От нее проведите уменьшающуюся цепочку к каждой из крайних точек.

Еще одна интересная фигура – веер. Нарисуйте дугу из крупных точечек и из каждой проведите цепочку, уменьшающуюся к центру. Главное, чтобы точки не слипались, а линии красиво смотрелись вместе.

Таким образом, вы можете рисовать любые другие фигуры: контур выполняйте одинаковыми точками, выделяя одну-две и делая их пожирнее. Фигурки можно также обвести тонкой каймой из мелких точечек. Соблюдайте расстояние между изображениями, чтобы каждое из них четко выделялось. Можно сначала обрисовать сложные контуры, и уже потом заполнять их точками. Так легче соблюдать равные промежутки между фигурами.

ВИДЕО: Точечная роспись для начинающих

Старайтесь работать как можно более аккуратно, чтобы случайно рукой не смазать рисунок.

Сколько сохнет точечная роспись?

Готовый акриловый рисунок из точек сохнет около 24 часов. Далее краска прочно схватывается и не боится механических воздействий. Для большей прочности покройте работу тонким слоем прозрачного или цветного акрилового лака. Он легко наносится из баллончика и быстро высыхает. Если вы рисуете на стеклянной тарелке, поместите ее на 40 минут в духовку, разогретую до 150 градусов, и не доставайте до полного остывания.

Несколько советов новичкам

  • Если не знаете, какой придумать рисунок, используйте готовые схемы и трафареты, например, для вышивки крестом, кружевоплетения, рисования мандал или раскрасок в жанре антистресс.
  • Намечайте линии узора твердым простым карандашом. Нажимайте на грифель легко, чтобы линии не было заметны на готовой работе. Если вы рисуете на прозрачной стеклянной поверхности, прикрепите трафарет с обратной стороны.
  • Время от времени убирайте излишки краски с носика-дозатора влажной или бумажной салфеткой. Если берете новый цвет, сделайте несколько пробных точек на черновике.
  • Если носик-дозатора засорился, прочистите его тонкой проволочкой или ненужной булавкой.
  • Слишком густой контур можно подержать 10 минут в теплой воде, и тогда краска снова станет пластичной. Слишком жидкий контур следует на пару минут поставить в холодильник.

В технике точечной росписи можно оформить что угодно: обложку паспорта, зеркало, картину, посуду, сумку, были бы желание и время. Готовая вещь будет радовать вас очень долго!

Схемы и трафареты для точечной росписи контурами

Точечная роспись, или point to point, — вид декоративно-прикладного искусства, пришедший к нам из глубины веков. Его элементы прослеживаются в наскальной живописи коренных австралийцев, сакральных масках Африки и Индонезии. Современные художники оставили в прошлом костяные палочки, краски из сока растений и используют для точечной росписи акриловые контуры, схемы, трафареты.

Что такое точечная роспись

Рисунок, созданный из собранных в линии и фигуры крапинок, называется точечной росписью. На первый взгляд может показаться, что это сложная техника, требующая в первую очередь терпения, усидчивости и неукоснительного соблюдения изначально заданного узора. На самом деле схемы служат больше для вдохновения или весьма приблизительной прорисовки контура будущего рисунка.

Эта техника скорее медитативная, чем кропотливая. Она требует твердой руки и способности отрешиться от внешнего мира, а не подсчета точек в узоре. Если в вышивке или при плетении бисером положить рядом готовое изделие и образец, бывает трудно отличить одно от другого. Орнаменты для росписи точками — не жесткая инструкция, а руководство к действию. Мастерицы, продающие свои работы через интернет, обязательно указывают под фотографией образца, что точно такого изделия они создать не смогут.

В технике point to point пишут картины, декорируют посуду, мебель, одежду, аксессуары. В последнее время дизайнеры интерьеров украшают целые стены узорами из круглых и каплеобразных пятнышек. Дерево, стекло, металл, пластик, искусственная и натуральная кожа, текстиль — это неполный перечень материалов, используемых для нанесения росписи точками.

Интересно, что часто в технике point to point начинают работать люди, не занимавшиеся раньше никакой живописью. Потом они переходят на масло, акварель или пастель.

Подготовка материалов и инструментов

Раньше в качестве инструмента использовали острую кость или деревянную палочку. Краски готовили из сока растений или глины.

Акриловые контуры

Сейчас в точечной росписи главным инструментом считается акриловый контур. Это металлический (редко — пластиковый) тюбик небольшого объема с длинным носиком. Им очень удобно ставить точки прямо на декорируемую поверхность.

Для контуров в акрил добавляют загуститель, чтобы краска не текла и при высыхании сохраняла объем. Используя различные присадки, выпускают такие разновидности:

  • универсальный, им расписывают любые поверхности, кроме текстильных и предназначенных под обжиг;
  • контур для ткани;
  • для стекла и керамики;
  • опухающий контур, значительно увеличивающийся в объеме при нагревании (например, сушке феном);
  • витражный;
  • контур, предназначенный под обжиг, — для посуды, которая будет использоваться по прямому назначению.

За кадром 5. Точечная роспись. Мастер класс.

При покупке следует обращать внимание на назначение краски. Например, на стекле контур для ткани будет растекаться, а витражный непригоден для росписи текстильных изделий.

Роспись без контуров

При желании можно использовать обычную акриловую краску из баночек — стоит она гораздо дешевле. Тогда в качестве инструмента придется использовать:

  • зубочистку;
  • шило;
  • апельсиновую палочку для маникюра;
  • силиконовую или обычную тонкую кисточку;
  • стек.

Некоторые мастерицы вообще не пользуются контурами — собрать достойную коллекцию цветов непросто.

Подготовка поверхности

Дерево, а при необходимости и металл, перед работой ошкуривают. Любую поверхность, кроме ткани и бумаги, нужно тщательно обезжирить содержащей спирт жидкостью или салфеткой. Для стекла или керамики можно использовать ацетон.

Контуры наносят на предварительно загрунтованную или покрытую лаком поверхность. Стекло и керамику можно расписывать сразу. Грунт и лак продают в художественных магазинах, при покупке нужно внимательно читать этикетку и использовать только на поверхностях, для которых они предназначены.

Точечной росписью можно украсить декоративную посуду. Если вы собираетесь кухонной утварью пользоваться по прямому назначению, инкрустируйте только ее внешнюю часть. Хоть акрил считается экологически чистым материалом, неизвестно в какую реакцию он вступит с пищей.

Пищевым лаком нельзя покрывать посуду, используемую для принятия и приготовления еды. Некоторые его марки предназначены для покрытия труб, полов и стен в пищеблоках, другие же требуют длительной обработки высокими температурами и для использования в домашних условиях непригодны. Для кустарного использования существуют специальные краски под обжиг, расписанные ими изделия запекают в духовке.

Дополнительные материалы

У каждой рукодельницы для росписи есть свой набор вспомогательных средств. Обязательно потребуются:

  • губка или спонж для нанесения грунта и фона;
  • салфетка и иголка для прочистки носика контура;
  • фен для ускорения высыхания акрила;
  • карандаш для нанесения разметки;
  • линейка и сантиметровая лента.

Всевозможные огрехи исправляют с помощью ватной палочки. Свежую краску стирают обычной чистой водой, засохшую — ацетоном или жидкостью для снятия лака.

Шаблоны для росписи

В точечной росписи трафареты и схемы используются часто, но не являются обязательным атрибутом. Мастерицы могут рассматривать их часами в поисках подходящей идеи. Классификаций техник росписи относительно использования шаблонов не существует, условно можно разделить их на три группы:

  1. Чаще всего схемы и трафареты применяют для разметки будущего рисунка. Карандашом или кисточкой намечается контур, поверх которого прорисовывается узор.
  2. Роспись стараются сделать максимально близкой к исходному образцу. Сначала проводят разметку и прорисовывают крупные детали, затем переходят к мелким. Такой идентичности, как в бисероплетении или вышивке крестиком, достичь не удастся.
  3. Часть рукодельниц используют схемы или трафареты только для вдохновения или как образец. Картинку кладут перед собой или открывают на компьютере и весьма условно переносят на изделие.

Чем пользуется большинство мастеров росписи точками, так это шаблонами. Многие из них собирают в специальной коробочке или файлике разнокалиберные сделанные из плотного материала геометрические фигуры, полумесяцы или пейсли (индийский огурец). Неиссякаемыми источниками идей и схем для росписи (не только точечной) служат:

  • схемы для бисероплетения, вышивки крестом, вязания спицами или крючком;
  • декупажные карты или бумажные салфетки с рисунком;
  • цветастые платки и ткани с орнаментом;
  • интернет — подходящий узор или схему можно распечатать на принтере или вывести на монитор, приложить кальку и обвести карандашом или маркером;
  • альбомы с фотографиями мозаики, этнических узоров и изделиями народных промыслов;
  • интернет-магазины, предлагающие сотни трафаретов.

Работа по схемам

В point to point любой рисунок никогда не будет точно совпадать с исходником. При перенесении узора сначала намечают центр изделия (он не всегда совпадает с геометрическим), затем вычерчивают основные оси и контуры. Линии проводят мягким простым или предназначенным для стекла карандашом, тонкой кистью, акрилом. Если вы выбрали последний вариант, подумайте, какую роль эта линия будет играть в готовом изделии. Ее можно сделать:

  • незаметной, практически в тон основе;
  • контрастной, подчеркивающей точечный рисунок;
  • оттеняющей основной узор, использовав краску того же цвета, но другого тона.

Рекомендуемый порядок работы — от центра в стороны, сверху вниз. Это связано с особенностью работы контурами. Например, если вы начнете заполнять круг от внешнего края к центру, рискуете не угадать и испортить рисунок. Придется стирать ацетоном весь фрагмент, грунтовать, тонировать и начинать роспись заново. Сверху рисуют потому, что при работе изделие удобно придерживать за нижнюю часть. Впрочем, это все рекомендации, которые нужно приспосабливать под себя.

Подлаживание шаблонов к разным поверхностям

Причина, по которой схемы в point to point не заняли главенствующее положение, проста. Расписываемая поверхность редко бывает ровной. Даже обычная тарелка имеет сложную для наложения трафарета конфигурацию — у нее круглое донышко, затем идет бортик и поднятый край, часто выгнутый или рельефный. Для точного наложения схемы на обычную бутылку придется производить сложные вычисления и изменения масштаба. Такая работа требует определенных знаний, времени и терпения, что сильно усложняет работу, а некоторых лишает удовольствия от творчества.

Ровная поверхность

На прямых гладких поверхностях сложностей с нанесением узоров не возникнет даже у начинающих. Под прозрачное стекло или пластик кладут схему или трафарет, закрепляют скотчем и спокойно работают.

На тонированную поверхность помещают лист копирки контрастного цвета, затем шаблон и аккуратно прорисовывают. После окончания росписи обратную сторону прозрачной заготовки можно окрасить в любой цвет.

Роспись бокалов

Схемы для точечной росписи бокалов помещают внутрь так, чтобы рисунок можно было увидеть сквозь стекло. Затем набивают емкость туалетной бумагой или тканью. Для лучшего крепления кромку шаблона приклеивают к стеклянному краю скотчем.

Лучше всего выглядят бокалы, выполненные в смешанной технике, где обычной росписью дополняют точечную, или наоборот. Хороши будут дополнения из страз или бусин.

Мастер-класс «Точечная роспись». часть 1 «Теория»

Декорирование тарелок

Сложнее с тарелкой — ее конфигурация только кажется простой. Любой орнамент исказится из-за изгиба.

Можно выйти из положения, используя или комбинируя такие варианты:

  • Намечают центр рисунка и основные оси. Коррекцию рисунка производят при прорисовке контуров.
  • Шаблон плотно прикладывают к тарелке. В тех местах, где образуются складочки, рисунок разрезают и корректируют.
  • Из схемы вырезают крупные детали. Их по отдельности переносят на тарелку, затем исправляют общий рисунок.

На прозрачную тарелку легко нанести фантазийный рисунок или орнамент с платка либо куска ткани. Для этого текстильное изделие можно «зажать» между двумя блюдами или положить на подушку, придавив сверху расписываемой поверхностью.

Шаблоны для бутылок

Здесь удобно использовать трафареты, лекала или любые рисунки вытянутой формы. Круговые орнаменты, особенно счетные, выглядят на цилиндрических предметах эффектно, но чтобы правильно разместить схему, придется потрудиться. Сложность заключается в соединении концов схемы. Но и здесь есть выход, можно:

  • тщательно просчитать каждый раппорт и подогнать размер к длине окружности бутылки;
  • взять орнаменты с короткими повторяющимися фрагментами, разметить цилиндр, при незначительном несовпадении рисунок скорректировать, изменяя расстояние между точками;
  • не соединять концы орнамента, декорировать свободную полоску в иной технике или другим узором.

Видеообзор . Какие краски нужны для точечной росписи.

Чтобы изделие получилось красивым, дайте высохнуть расписанному фрагменту, прежде чем приступить к следующему. Для ускорения процесса можно использовать фен.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Что нужно для точечной росписи